На рыбалку на «мотособаке» (часть 2)
Как-то в тени и по непонятным причинам, остается одно интересное средство передвижения, которое включили в свой арсенал многочисленные Средство достаточно демократичное, если исходить из его цены, транспортировки на рыбалку и обслуживания.
И что самое интересное, не требующее ни регистрации, ни прав для управления, потому, как посадочным местом для человека не располагает, и по сути не является транспортным средством.
Это всего лишь буксировщик, мотобуксировщик, который многочисленные владельцы и поклонники этого способа передвижения в зимних, да и не только в зимних условиях по относительному бездорожью, ласково окрестили мотособакой. В это название вложен не только принцип передвижения, являющийся практически фотографическим отражением использования ездовых собак в районах Севера, но и некий исторический смысл.
Ведь название одного из первых подобных аппаратов, собранных заокеанскими рукастыми и головастыми умельцами, было — Hus Ski Snow Traveller built, что, судя по всему, и было созвучным с ХАСКИ, которое в дальнейшем, по мере освоения этой техники нашими производителями и доступа в широкие массы превратилось в «мотособаку», мотодога или мотопса. А водитель этого экипажа, понятное дело, стал каюром.
Не могу отметить и отечественных самоделкиных, которые не остались в стороне и подхватили через океан эстафету производства буксировщиков. Думаю, что человек, построивший первые образцы подобной отечественной техники — Анатолий Васильевич Фомичев, заслужил самых теплых слов и долгой памяти всех владельцев и почитателей мотобуксировщиков. Именно благодаря его таланту, настойчивости и упорству, подобная техника обрела право на свою жизнь в России. Благодаря его труду мы имеем сейчас практически готовое изделие, в которое отдельными производителями лишь вносятся небольшие доработки.
Особо привлекательными «мотособаки» стали благодаря простоте управления и обслуживания, с появлением на отечественном рынке не дорогих надежных моторов импортного производства. Эпоха отечественных бензопил, мотороллеров канула в лету.
Присмотревшись к относительно недорогим моторам японского, а потом и китайского производства, которые ставились на бытовую, хозяйственную мототехнику, производители буксировщиков поняли – это то, что надо для производства. Эти движки оказались достаточно неприхотливы в эксплуатации и обслуживании, просты в ремонте и, вместе с тем, имели очень высокую степень надежности.
«Снимать» крутящий момент с двигателя оказалось очень удобно при помощи уже отработанного вариатора с отечественного «Бурана».
Одной из главных технических особенностей «мотособаки», является ширина гусеницы. Первые образцы, будучи укомплектованы, двигателями небольшой мощности, поэтому и гусеница была шириной -380 мм. Но со временем, стало понятно, что надо шире. А для этого уже и мотор надо помощнее. Внедрение в конструкцию буксировщиков более мощных двигателей, 9 и более лошадиных сил, позволило в качестве опоры применять уже гусеницы шириной и 500 мм. А в планах некоторых производителей уже и 600 мм.
Разные производители при изготовлении «тележки» применяли разные конструктивные решения. Речь идет о выборе между опорными катками и «склизами». «Склизы» надежно работают, равномерно распределяя тяговое усилие по всей поверхности гусеницы и тем самым позволяют в большей мере реализовать тягу двигателя, только при наличие смазки. А для этого нужна вода в любом виде. Если же лед голый, то «мотособака» на склизах по такому покрытию далеко не уедет, перегрев склизов в этой ситуации не заставит себя долго ждать. А это — ремонт и проблемы с движением и возвращением.
Если в качестве устройства, распределяющего нагрузку, будут установлены катки, что несколько снизит КПД двигательной установки в целом, то такой «собаке» не страшен и голый лед. И даже, когда лед и снег закончатся, по влажному грунту и по траве, на роликах можно будет ездить. Правда, полезная нагрузка в этих условиях значительно уменьшится, но 1-2 человек при достаточно мощном моторе, этот экипаж потянет. В этом его преимущество не только на гладком льду, но и в условиях теплой погоды. То есть, такие виды буксировщиков по сути являются всепогодными средствами передвижения.
На что, на мой взгляд, можно ориентироваться при покупке буксировщика?
Понятно, что это стоимость – в первую очередь. Она в большей степенью определяется мощностью двигателя. В сопроводительных документах производителей, обычно оговаривается вес полезной нагрузки. И по этим цифрам получается, что если аппарат не превышает 9 лс, то он рассчитан не более чем на двух человек со снаряжением. Если в экипаже трое, то желательно иметь более 9 лс. Надо понимать, что это прикидочные данные. «Собака» и менее 9 лс в простых условиях потащит 4-х человек. Но, не всегда такие простые условия могут быть на акватории. Поэтому, не стоит насиловать двигатель…И при выборе исходить их этих рекомендаций производителя.
Чтобы облегчить участь мотора, желательно, чтобы при передвижении по снегу, каждый член экипажа находился в своих санках- волокушах.
Это общие рекомендации, а выбор, естественно, за пользователем. Надо же учесть и размеры багажника авто или прицепа, где или в чем это всё будет перевозиться. Ведь помимо людей и техники там должно остаться место и для рыболовного снаряжения.
Мне довелось попробовать в деле и поездить на рыбалки разных «мотоэкипажах», и практически каждая «мотособака» была подвергнута небольшому тюнингу, в основном в целях удобства и безопасности обслуживания. Какие-то работы были выполнены еще на стадии оформления заказа, что что – то доделывалось уже потом, в процессе эксплуатации, в результате выявленных «тонких» мест или пришедшего понимания – КАК БУДЕТ УДОБНЕЕ И КОМФОРТНЕЕ.
В следующий раз о том, как дорабатывались «мотособаки»…
Владимир Соколов