Как подобрать винт для лодочного мотора
Как бы всем водномоторникам хотелось поставить жирную точку, в теме подбора винта «закрывшись» фразой – у меня стоит штатный винт. А что в нем «штатного»? Ситуация на рынке изменилась, винты с клеймом Made in Japan и истинно японского производства в стоке встретить сейчас крайне сложно, и «штатность» винта, которым был укомплектован мотор при продаже, совершенно не означает его изначальной идеальности. Эта одна сторона, но есть другая.
Тандем лодка плюс мотор в зависимости от поставленных задач всегда требует индивидуального подбора винта.
Постановка задачи
Задачу наилучшего применения лодки каждый ставит перед собой сугубо индивидуально, и для среднестатистического водномоторника «штатный» винт, полученный при продаже, может на длительный период задержать в «дреме» восприятие истинной картины.
Судите сами. Пример, на рыбалке чаще всего мы сталкиваемся с тремя типовыми случаями загрузки.
Первый: перемещение на лодке большого количества груза (во время путешествия в отпуске). Второй: марш-бросок по воде на пару десятков километров с загрузкой два пассажира плюс запас топлива и немного вещей. Такая загрузка наблюдается в 80% жизненных ситуаций, и здесь можно применить термин – частотная загрузка, по аналогии со словарем. Мы в обиходе используем порядка 1500-2000 часто употребляемых слов, из них составляют частотный словарь. А в нашей ситуации это частотная загрузка.
Третья: дорожка, троллинг – это режим, при котором надо поддерживать небольшую скорость хода, и для всех «небольшая» имеет разное значение. Для одних это 2,5км/ч, а для других приемлемы и 4 км/ч.
Для оптимального выполнения каждой из этих трех задач требуется подбирать свой винт. Но большинство рыболовов пользуются только штатным винтом, чем зря нагружают мотор и не экономят топливо,. В машине есть коробка передач, и ни кому не придет в голову двигаться по КАД на первой передаче, или ехать по бездорожью на пятой. А вот неправильно использовать технику, перемещаясь по воде на лодке – случаев великое множество. Сказывается отсутствие информации и алгоритмов для правильного решения поставленной задачи. Аргумент, что от приобретения запасного (и возможно оптимального) винта останавливает его стоимость — несерьезен. На воде при поломке, в отличие от суши, нет возможности захлопнуть с размаху дверь с возгласом «надоело» и вызвать такси. С водой нужно быть «на вы», а с возникшими на воде трудностями разбираться прежде всего своими силами. Очень возможно, что цена эвакуации троекратно превысит стоимость запасного винта.
А что предлагает рынок?
Как правило, первый, на кого ложится ответственное мероприятия подбора винта – это продавец в магазине. Хорошо если он разбирается, и у него будет желание вникнуть в вашу ситуацию, а если нет?! Поэтому, лучше сразу обращаться с данным вопросом в специализированный магазин, имеющий имя и положительную репутацию.
Во-вторых, стоит осознать, что надпись на винте, говорящая о его шаге и диаметре, может не соответствовать действительности. Чтобы точно узнать шаг винта и идти к кассе и его оплачивать, его следует положить на специальную оснастку – шаговую горку. Как вы понимаете, такой подход – утопия. Шаговых горок в магазине нет, и приходится полагаться на данные, полученные от производителя винтов. Вот предложите продавцу лично, со своими паспортными данными, взять на себя гарантию об истинности надписи на винте с письменным оформлением. Уверяю вас, на данном этапе, пыл и запал исчезнут у него бесследно. Поэтому можно верить только тем производителям, которые имеют не только достаточно высокую культуру производства, но и изготавливают винты в соответствии со стандартами, и уже состоялись на рынке как надежные и проверенные производители.
Стальной или алюминиевый?
Стальной винт, как правило, ставят на скоростные суда, где у него есть очевидное преимущество для достижения высокой скорости. Он меньше боится кавитации и соленой воды и имеет минимальную толщину лопасти. Такие лопасти дают меньшие потери на трение, а значит обеспечивают больший КПД. Следует также помнить, что при ударе такого винта о препятствие или камень больше нагружаются редуктор и вал мотора. Возможно, вероятность ремонта двигателя и стоимость такого винта остановят горячие натуры от необдуманного шага по его приобретению.
Алюминиевые винты имеют наибольшее распространение. Они бывают двух-, трех-, четырехлопастные. Двухлопастные можно увидеть у гонщиков, с ними ставят рекорды на воде. Трехлопастные имеют оптимальный набор положительных качеств, и, пожалуй, они более универсальные по решению большинства задач. Четырехлопастные известны всем как винты, дающие больший упор и более сбалансированную с минимальными вибрациями работу двигателя. Упор винта особо ценен, когда таскают за собой лыжника, или другие водные «забавы и аттракционы» или надо «вытащить» лодку в режим глиссирования, преодолевая горб сопротивления с минимальными затратами лошадиных сил у двигателя. А отсутствие вибраций на румпеле оценят рыболовы-любители практикующим метод ловли рыбы «дорожкой».
Что делать если винт получил повреждение?
Если винт алюминиевый, то чего точно не надо делать, так это стучать по нему молотком. Лопасть, безусловно, примет нужную форму, но на структурном уровне металл получит разорванные связи с потерей пластичности. И в дальнейшем разрушение металла пойдет в разы быстрее.
Ремонт или покупка нового?
Вероятно, рано или поздно такой вопрос будет задан себе или друзьям, при обращении к ним за советом. Покупка нового винта происходит быстрее, но за большую стоимость. Вдобавок не каждый мастер сможет при восстановлении вернуть лопасти нужную форму и геометрию, а также правильно выставить шаг. После ремонта винт следует отбалансировать и покрыть краской и лаком. Тут каждый сам решит для себя, что ему выгоднее. Если винт был изготовлен на хорошем производстве и имеет хорошую «родословную», то есть смысл продлить ему жизнь.
Иван Лазарев