Меню

Осеняя рыбалка в Карелии

Целый год ждёшь этого сезона, чтобы посетить особые места, получить удовольствие не только от самой рыбалки, но и от природы Севера. Иллюзий здесь быть не должно: это рыбалка трудовая. И многие рыболовы разворачиваются и уезжают домой со словами: «Ноги моей здесь не будет». А другие, очарованные  суровой природой Северной Карелии, смещают приоритеты в сторону отдыха и наслаждаются каждым мгновением пребывания здесь.

Как много зависит от компании!

Поскольку моим планам было суждено поменяться по семейным обстоятельствам, запланированная поездка была отменена. И когда я узнал, что компания моих знакомых собралась на одно из озёр Карелии, попросил ребят включить меня в свои ряды. Они не отказали, но поставили условие: домик четырёхместный, и пятерым в нём будет тесно, поэтому вещи посушить – это пожалуйста, а вот ночевать придётся в палатке. В конце летнего сезона я приобрёл тент-шатер известной питерской компании Tramp, а испытать его возможности не представилось. Вот я и решил взять этот тент-шатёр с собой, разместить в нём свои вещи и там же устроить «люлю».

По причине моего гостевого присутствия в этой компании я не стану упоминать название озера, так как пообещал не разглашать некоторые особенности их традиций. Путешественники со стажем знают, что «сыгранная» компания – это залог не только хорошей рыбалки, но качественного отдыха. Слаженные действия хоть со стороны и напоминают работу, но есть этому объяснение: световой день короток и все вопросы лучше решить, пока солнце не село за горизонт. Всё желательно делать в быстром темпе, чтобы осталось время на отдых и можно было устроить вечернее застолье с обильным ужином, который запоминается надолго. Ведь не каждый день можно попробовать 5 видов рыбных блюд за вечер… Добавьте к сказанному, что эти ребята с сединой в волосах и все манипуляции по приготовлению своих фирменных блюд исполняют мастерски, используя творческий подход, вкладывая душу на каждом этапе готовки.

Лодка и оборудование

Для этой поездки была выбрана надувная лодка от компании «Альтаир», модель Pro 425 HD. Для одного человека она может показаться великоватой. Но зная особенности северных озёр, где природная стихия способна разыграться буквально на глазах и в считанные минуты превратить спокойные воды в бушующий водоём, понимаешь, что это не так. А у меня есть опыт использования в одиночку судна 380 размера.  В памяти отложилось, как однажды неожиданно поднявшийся сильный ветер (по шкале Бофорта не менее 16-18 м/с) образовал высокую волну около 4 м и мы отчётливо видели, как срываются гребни волн. На протяжении продолжительного времени он швырял мою лодку, как хотел. Соседний экипаж, наблюдая за моими действиями со стороны, уже не особенно верил, что я в одиночку доберусь до лагеря, так как периодически со стороны меня не было видно. Ребята не знали, что и думать, но сами находились не в лучшей ситуации.

Забегая вперёд, замечу, что, вернувшись в лагерь целым и невредимым, капитан того экипажа сел на борт лодки и в течение часа сидел молча и о чём-то напряжённо думал. На всякий случай отмечу, что он отставной капитан II ранга (это соответствует войсковому званию подполковника в сухопутных войсках и авиации), подводник, повидал немало за свою службу и уж точно не робкого десятка. Так вот, поднявшись с борта лодки, он коротко обронил: первое, что он сделает по приезду домой – поменяет лодку,  а новое судно будет не менее чем 4,6 м и с большими бортами. Запас безопасности на воде должен быть тройным. Поменял он не только борт, но и приобрёл более мощный и надёжный мотор. Вот такая история…

Много вещей – требуется анализ

Есть ещё одна интересная особенность. Три экипажа в нашей компании, в эту тройку вхожу и я, возят на рыбалку немыслимое количество «нужных» вещей. Когда я открываю дверь багажника своего авто,  мои друзья начинают отпускать массу шуток разного толка – добрых и не очень. Но меня это не трогает, так как я нечасто могу себе позволить отдохнуть, и уж если это делаю, то предпочитаю проводить время с комфортом. И в этой поездке я объявил, что постараюсь сделать  максимальный отбор вещей, и, подыгрывая ребятам, отметил, что ничего лишнего не взял, чем вызвал гомерический хохот.

 

Поэтому большая лодка – это не только безопасность, но и оптимальное размещение в кокпите судна необходимого снаряжения. Лодка, «заточенная» под рыбалку, позволяет сосредоточиться на  наиболее важных аспектах, таких как поиск рыбы, подбор приманок и оттачивание правильного алгоритма движения судна по выбранному курсу. Тут надо внести ясность: речь идёт о троллинге при силе ветра 4-6 м/с. И необходимость поддерживать скорость 5-5,5 км/ч по ветру и против него зачастую требует максимального внимания, особенно при совершении поворотов. Вот в эти сложные моменты и проявляются лучшие мореходные качества лодки, и особенно её устойчивость на курсе. Серия лодок «Альтаир Pro HD»  со скроенным особым образом днищем НДНД показывает себя только с наилучшей стороны. Просторный кокпит, небольшой вес, простота сборки в совокупности формируют образ надёжной, простой и качественной помощницы на рыбалке.

В эту поездку я взял с собой только одну банку, на которой был размещён тройник, а с другой стороны на борту установил УКБ-шки со стаканами. Меня в последнее время стало немного раздражать, что УКБ-шка при сильном волнении или на ходу немного движется, что приводит к раскачиванию удилища. И в результате борьбы с этим явлением было найдено решение. На УКБ-шки, а также на баллон лодки были наклеены полукольца и зафиксированы саморезами. Пропустив ремень через  каждое из них и затянув его с большим усилием, я получил жёсткую единую конструкцию. В результате свобода движений УКБ-шек вверх и вниз была сведена к нулю.

Вообще, в этом году я стал фанатом полуколец, которые наклеил по всему кокпиту лодки: фиксировал ремнями все дельные вещи на судне и тем самым добился организации порядка в кокпите. А это немаловажно при движении по большой волне, когда всё, что не закреплено, «летает» от борта к борту, и  хорошо, если не в ноги капитану. Полукольца с ремнями закрыли этот вопрос.

Помпа для перекачки топлива

Один из участников поездки – Александр – продемонстрировал приспособление для перекачки топлива из канистры в топливный бак. Эта помпа работает от двух пальчиковых батареек и качает со скоростью 10 л/мин. А энергии двух батареек хватает на перекачку аж 600 л! Главное – чтобы она пролезла в узкое горло канистры. Мне очень понравился этот девайс. Места занимает немного, стоит недорого и качает быстро, а пальчиковые батарейки всегда имеются в запасе. Главное – ничего не проливается и руки остаются чистыми.

Вкусная щука

Зубастая хищница в карельских озёрах питается ряпушкой и другой ценной рыбой, поэтому её мясо если и не считается деликатесом, то уж равнодушным не оставляет никого из тех, кто попробовал правильно приготовленное из него блюдо. Даже просто жареная или пущенная на котлеты щука очень вкусна, поэтому  желание поймать её, особенно в осенний период, когда она наедает бока, заставляет пораньше подняться из «люли». Впрочем, щука активно питается в течение всего светового дня, главное – найти место её обитания. А это, как выяснилось, задача непростая. Поэтому поимка крупных щук была, как правило, неожиданной, и вываживание 6-килограммовой красавицы экипажем Александра не прошло незамеченным. По рации в эфир было выдано, что какой-то рыбе приглянулся воблер и подтащить её к лодке не так-то просто. Сильная  щука сопротивлялась до последнего, собрав другие распущенные снасти, и, когда её завели в подсак, размеры хищницы намекали, что в ней точно под десятку килограммов. Только на берегу, воспользовавшись точными весами,  мы выяснили, что она весит чуть больше 6 кг. Визуально в кокпите лодке она казалась  значительно тяжелее.

Если кому-то интересно узнать, на что хорошо ловилась зубастая, то можно отметить LUREMAX HUSKY 100F DDR 21 G. Не обращайте внимание на его очень большую лопасть – работает он не особенно глубоко, так как решающее значение имеет расположение петли. Конечно же, демонстрировали своё искусство и другие воблеры, но на эту модель шли регулярные поклёвки – и снимать её со снасти желания не возникало. Раз ловит, то зачем что-то менять?!

Игорь, представитель другого экипажа, в считанные минуты обработал  свежепойманную рыбу и устроил для всех мастер-класс по разделке крупной щуки. Понадобился длинный филейный нож, и даже пришлось идти за острым тесаком, чтобы прорезать мощные кости. Филе было безупречным. Думаю, что домочадцы оценили вкус пойманной щуки и отправят экипаж Александра за поимкой следующего трофея. Я считаю, что не важно, на чью снасть была поклёвка – весь улов надо записывать в актив экипажа, слаженные действия которого и привели к положительному результату.

Уха

Было специально оговорено с владельцами домика, что мы будем варить уху на костре. Для этого попросили у них котелок. Александр знает толк в приготовлении этого вкуснейшего блюда, а мы просто подходили к костру, чтобы посмотреть на процесс и горящие полешки. Уха, сваренная на костре, стоит того, чтобы поднять свою пятую точку с тёплого домашнего дивана отправиться на такую рыбалку! Сейчас все пользуются газовыми горелками, но именно уха всегда должна вариться на костре, с дымком.

Мой опыт использования тента-шатра

Первое моё знакомство с подобной конструкцией состоялось несколько лет назад, и за три дня, проведённые в шатре, у меня остались только положительные впечатления. Противомоскитная сетка, расположенная со всех сторон тента, решила проблему наличия комаров, и она же обеспечивала приток свежего воздуха. От покупки изделий 3х3=9 меня останавливал метраж – мал он для компании из 6 человек. А вот царские хоромы площадью 12,5 м², как у шатра Tramp Mosquito Lux v2, – то что надо! Здесь не только 6, но и 8 человек поместится. От дождя закрывает ткань из полиэстера 75D/190T RipStop, которая держит 5000 мм. Есть съёмный пол. Моя идея была проста: в летнее время в шатре устраивать кухню, а ночью, сдвинув немного вещи, расположиться на ночлег. 14 кг – это примерно такой же вес, как у моей палатки «Брест 4». Но шатёр решает три важных вопроса: даёт защиту от комаров, ветра и дождя. Кстати, труба каркаса усиленная и имеет 19 мм в диаметре. Собирается он за 15-20 минут.

Перед отъездом один мой товарищ, имеющий подобный тент, предупредил, что вероятнее всего я ночью в нём при +5 замёрзну. И чтобы не испытывать судьбу, в пару к этому тенту я взял с собой крошечную однослойную одноместную палатку, которая весит около 0,5 кг. Её я устанавливал на ночь в шатре. Как вы наверняка догадались, такое решение было просто находкой, я остался доволен результатом. Но из опасения замёрзнуть ночью, был предусмотрен резервный ход: я приобрёл 4 бутылки из материала Tritan (это особо прочный пластик) объёмом 0,8 л. В бутылку заливается кипяток, после чего она заворачивается в полотенце и размещается в ногах или возле любого участка тела. В одну холодную ночь я наполнил горячей водой три таких бутылки – и утром проснулся с мыслью: «Как здорово, что кто-то придумал такой способ согревания». Замечу, что температура воды в бутылке в момент пробуждения имела примерно 40-45 ◦С, что, на мой субъективный взгляд, просто отлично. По сути, резиновую грелку никто не отменял, при желании можно использовать и её. Просто эти бутылки имеют более широкое применение. Tritan не входит в химическую реакцию с водой, а значит, не меняет её состав и не влияет на вкусовые качества. Не боится заморозки: перед отъездом эти бутылки я наполнил льдом, чтобы довезти с собой в термобоксе скоропортящиеся продукты. Стоит подобная тара в магазине Decathlon 159 рублей. Конечно же, есть и более навороченные бутылки, с питьевой системой, но для нашего случая нужна самая простая версия.

Считаю, что для большой компании шатёр-тент – не роскошь, а элемент комфорта, и он заметно помогает сэкономить время, которое можно более продуктивно использовать в лагере. А способ согревания тела с помощью бутылок не является открытием, он лишь модернизирован новыми материалами.

Интересный девайс – бортовая сумка в лодке

Есть вещи, в которые и влюбляешься сразу. Таким девайсом оказалась сумка, разработанная специально для лодок ПВХ компанией «Трое в лодке» для размещения на борту возле концевика (конуса). И этому есть объяснение: поскольку в кокпите ПВХ-шки места немного, то логично его разгружать, перемещая вещи на баллон. Предположу, что изначально эта идея пошла от путешественников, поскольку у них вещей много и крепят они всё к баллонам. Одним словом, концепция сумки выстрадана и грамотно реализована – отсюда и влюблённость.

Но если более детально рассмотреть все нюансы, то открываются интересные задумки производителя и новые возможности для потребителя. Судите сами: стенки сумки двуслойные, и между стенок заложен вспененный теплоизоляционный материал, который придаёт жёсткость конструкции, к тому же благодаря ему сумка может служить термобоксом для перевозки продуктов и пойманной рыбы. Крышка также сделана жёсткой и трёхслойной. Жёстким элементом конструкции выступает пластик ПНД.  С внутренней стороны крышки выполнен карман. Карманы также сделаны по бокам и с  фасада сумки. Не буду вдаваться в подробности и погружаться в рассуждения о том, как использовать боковые карманы,  скажу одно: длинный карман по фасаду я оценил сразу. В него во время рыбалки отправлялись все длинномеры, та же рация с антенной 40 см и другие полезные вещи – то есть этот карман по своим габаритам очень удачен.

Основной отсек сумки не разделён на секции, поэтому может иметь бесчисленное количество вариантов использования. Лично мне она изначально нужна была для размещения в ней коробок с приманками. Сумка, что немаловажно, с вертикальной загрузкой – в неё поместилось аж 6 коробок. Отмечу, что одна из них является влагозащищенной аптечкой.  А рядом с  этим ценным грузом осталось место, которому нашлось удачное (для меня) применение. У 10-литровой канистры была отрезана верхняя часть – получилась отличная вставка, в которую я стал складывать кораблики, заглубители и  другие вещи, которые могли срочно понадобиться во время рыбалки.

Понятно, что то, где будет «жить» сумка – на борту или в кокпите лодки – решит каждый для себя сам. Главное – функционал использования у неё широкий.  Она не промокает, и если даже в неё попадёт вода,  достаточно протереть тряпкой или губкой – и вновь сухо. Опредёлено, удачная сумка для рыболова,  предпочитающего ловлю с ПВХ-лодки.

Экипировка

В этой поездке погода нас удивляла, но в целом я считаю, что с ней нам повезло. Однако сырость и холод вносят свои коррективы в экипировку. Чтобы сохранить здоровье, лучше приспособиться к погоде. Во-первых, идёт адаптация организма к новым условиям, и первым её признаком для меня является то, что я перестаю на Севере потеть. Эту особенность за собой я наблюдаю более 15 лет. Конечно, это относится к осеннему периоду времени. В своё время моя попытка одеться грамотно, слоями, привела к непредвиденному результату, о котором я умолчу, чтобы не делать скоропалительных выводов.

Новый флисовый костюм Alaskan RoyalFish

Лучшим решением для комфортного длительного пребывания на воде  нами была признана следующая комбинация: на термобельё надевался Bib (полукомбинезон из флиса) от компании Alaskan,  а на него – зимний костюм Alaskan IceMan. Если начинался дождь,  последним штрихом становился плащ ОЗК. Не подумайте, что костюм Alaskan IceMan не справится с дождём – он был неоднократно проверен: однажды я в нём провёл 8 часов под несильным дождём в марте, и всё было прекрасно. Просто просушка в домике 5 костюмов создаёт высокую влажность. Ну а зачем совершать «подвиги», когда можно сохранить сухость с помощью ОЗК?!

По совету старшего товарища я применяю жизненную формулу «Надо держаться возле хороших вещей», к таким вещам я причисляю бренд Alaskan и внимательно слежу за новинками компании. В этом году появился новый флисовый костюм Alaskan RoyalFish, выполненный из материала PolarFleece 400 gr/m. В сочетании с Alaskan RiverRanger Bib он становится идеальным на все случаи жизни. И отдельно можно к этому костюму купить зауженные книзу штаны, которые очень удобно вставлять в сапоги, так как на голенище не образуется складка. Сказать, что я восхищён продуманностью и функциональностью костюма, – это ничего не сказать. Совершенно очевидно, что над его созданием поработали эксперты-рыбаки и дизайнеры. Его применение имеет самый широкий спектр: в дороге, в лагере и на рыбалке. Куртку можно носить и в городских условиях, у неё привлекательный дизайн, а бордовый цвет определённо является выигрышным. Обратите внимание на интересную концепцию в одежде бренда Alaskan – это яркий пример «капсульной системы или гардероба», где есть сочетание между собой по стилю, материалам, принадлежности и цвету.

Вывод

Пару раз в году можно организовывать такие длительные рыбалки, они помогают расширить «рыболовную географию»  и освоить ловлю интересных рыб. Конечно, количество поклёвок может не соответствовать ожидаемым запросам. Например, наша компания старалась отпускать рыбу, и даже в этих условиях улов получился приличным – все остались довольны рыбалкой и отдыхом. А с погодой нам действительно повезло, так как по прогнозам  обещали очень сильный ветер с дождями. И когда возвращались домой, Александр неожиданно спросил меня по рации: «Что же ты не «гарцуешь» на лодке, как это делал в день приезда?» Мой ответ был очевидным для всех: я просто наслаждался красивыми видами, хорошей погодой и отличным настроением, а драйв был нужен и важен только на начальном этапе.

Андрей Спирин

Обсуждение закрыто.

Реклама

журнал «Петербургская рыбалка»

читать новый выпуск журнала 07 (164) июль

журнал «Рыбалка GROUP»

читать новый выпуск журнала 3#2019

МЫ В СОЦСЕТЯХ

Подписаться на блог: