Меню

Рыбалка по открытой воде в ноябре

Ноябрь в наших широтах в последние годы становится пограничным месяцем. Кое-где уже появляется первый лёд, а большие и проточные водоёмы ещё вполне могут подарить достойный экземпляр при ловле с лодки. И вероятность такого подарка осенью становится заметно выше.

Выбирая место для рыбалки…

В этом месяце обычно вода уже остывает и приближается к точке замерзания. Поэтому все изменения состояния воды стоит отслеживать, что называется, в онлайне, чтобы не нарваться на не очень приятные сюрпризы.

Расскажу вам о сюрпризах, которые могут поджидать рыбака-водномоторника…

Начну с того, что в ноябре уже в полной мере действуют осенние нерестовые запреты на большинстве рек и озёр, где в летние месяцы рыбакам разрешено передвижение на моторах.

Для моторизованных рыболовов наиболее интересными могут быть север и северо-восток Ладоги, где этого запрета нет, Балтика, ведь на ней не устанавливается нерестовый запрет на перемещение под мотором, и несколько рек, в числе которых в первую очередь стоит отметить Свирь. Возможность использования мотолодок на других акваториях  следует уточнять, эта информация имеется в Приложении № 1 к Правилам рыболовства.

Выбирая место рыбалки, нужно иметь в виду, что, за исключением Финского залива, уровень воды в водоёмах области к зиме заметно понизился. Какие-то подводные препятствия поднялись над поверхностью воды, а какие-то просто приблизились к ней.

И несколько рекомендаций по использованию лодки и мотора в этих предзимних условиях.

Начну с мотора. Его транспортировка и запуск осуществляются в обычном режиме. Но обратите внимание: чтобы не залить свечи, при запуске рекомендуется накачать бензин или двухтактную смесь грушей, полностью выдвинуть «подсос» и подольше прогреть мотор, не включая передачу. А после включения передачи следует дополнительно прогреть его на малых оборотах, убедившись, что вода из контрольного отверстия бежит нормально. Не удивляйтесь тому, что лодка со стандартной нагрузкой едет чуть быстрее, чем обычно. Всё дело в том, что вода заметно остыла и кавитационные процессы на винте переместились в область более высоких оборотов. Пустячок, а приятно.

Чего делать не стоит

  1. Не стоит пытаться запускать двигатель без выдернутого подсоса, если он простоял выключенным более 10-15 минут и уже остыл.
  2. Не стоит надолго вынимать дейдвуд из воды, особенно если на улице чувствуется морозец. За час-два на морозном воздухе крыльчатку помпы может «прихватить» в стакане так, что потом появятся очень серьёзные проблемы с заводкой мотора. Лучше, если предстоит ночёвка, оставить мотор на транце полностью погружённым в воду. Если же на берегах «неспокойно» и существует потенциальная угроза утраты мотора, то на ночь его стоит занести в тёплое место, где крыльчатка гарантированно не примёрзнет к стакану. Ну а если она всё-таки примёрзла, то оттаивать помпу можно кипятком, согревая воду на примусе или костре в чайнике. Но исключительно кипятком – открытый огонь для «разморозки» двигателя использовать нельзя!
  3. Для алюминиевого винта мотора лёд толщиной до 15-20 мм, если в нём нет посторонних вкраплений, не является препятствием. А вот если он толще, то могут начаться проблемы со шпонками (если винт фиксируется на них) либо с втулкой.
  4. Мне доводилось ходить на импортных ПЛМ-ах при температуре до -15 ◦С – и никаких проблем с их эксплуатацией не было. Чуть сложнее дело обстоит с лодками ПВХ.

Теперь о лодках…

Если лодка «приехала» на рыбалку в салоне или даже в багажнике авто, то есть в достаточно тёплом месте, то проблем со сборкой и с накачиванием обычно нет. Единственный момент – это давление в секциях: следует учитывать, что при накачке электронасосом подаваемый воздух может быть уже заметно подогретым. Поэтому после спуска на воду я обычно повторно проверяю давление и «добиваю» лодку до рабочих значений. И лишь после этого произвожу навеску мотора и загрузку снаряжения.

Что следует помнить

  1. Лодочный ПВХ хорошо противостоит льду, если в нём нет никаких твёрдых включений. Лед толщиной до 20-23 мм для лодки, движущейся в водоизмещающем режиме, препятствием не является. Но если попадаются поля черного прочного льда, то мягкие обводы лодки даже 30-миллиметровый лед уже практически не проламывают.
  2. Рыбалка с лодки поздней осенью потребует наличия особой одежды. Это может быть и костюм-поплавок, и обычный зимний рыболовный костюм из мембраны с несколькими флисовыми поддёвками и термобельём из мериноса. Обязательны тёплая непродуваемая шапка и рукавицы. Я для этих целей использую шапку-ушанку из мембраны и перчатки из неопрена Аlaskan.
  3. Ближе к вечеру на поверхности ткани лодки появляется роса. И даже при совсем небольшом минусе эта роса моментально превращается в лёд. Особенно опасно подобное обледенение пайол или надувной палубы лодок с НДНД. Банки, если они не покрыты специальными накладками, также покрываются росой. Поэтому очень кстати будет подложка из «пенки». И мягко, и не сыро.
  4. Но самые большие проблемы с лодкой могут возникнуть при её сворачивании, когда рыбалка уже завершена. Современные ПВХ-ткани не очень сильно меняют свойства при небольшом морозе до -7 ◦С. Но если на лодку в качестве усиления и защиты нанесены несколько профилей из литого ПВХ, то этот материал даже при 0 ◦С заметно дубеет. И свернуть лодку с сохранением прежнего объёма вряд ли получится. Это надо иметь в виду при расчёте места в машине, чтобы в неё вошёл и увеличившийся в объёме мешок с лодкой.
  5. При сворачивании «шкуры» при температуре около 0 ◦С на ней возникают так называемые заломы. Ткани известных производителей, будучи помёщенными в тепло, «избавляются» от заломов за 2-3 дня. А вот о том, как поведут себя китайские ткани, пока объективных данных нет. Поэтому, если есть возможность, лодку на такую рыбалку лучше возить на прицепе в накачанном виде. Либо на улице не сворачивать её плотно, отложив эти манипуляции до приезда в тёплое помещение.

Осенний день короток, погода в этот период крайне переменчива. Поэтому имеет смысл всё готовить самым тщательным образом, чтобы на воде не было никаких неожиданностей. И ни хвоста вам, ни чешуи!

Владимир Колгин

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Реклама

журнал «Петербургская рыбалка»

читать новый выпуск журнала 12 (169) декабрь

журнал «Рыбалка GROUP»

читать новый выпуск журнала 5#2019

МЫ В СОЦСЕТЯХ

Подписаться на блог: