Электромоторы MINN KOTA на маломерных судах
Большинство отечественных рыболовов, использующих для выезда на рыбалку маломерные суда, в основном используют моторы внутреннего сгорания. И лишь совсем небольшой процент от общего числа в той или иной мере, в качестве основного или вспомогательного двигателя, устанавливают на транцы своих лодок или на форштевни электромоторы.
Интерес к таким моторам есть, особенно у любителей рыбалки в заброс с больших катеров, на который электромотор выполняет функцию «подрульки». Да и те, кто рыбачит с небольших лодок на озерах, где использование ПЛМов запрещено, тоже частенько используют электромотор в качестве основного – на них Рыбинспекция пока смотрит довольно лояльно.
Наиболее часто встречающиеся моторы этого вида различные модификации известного американского бренда — MINN KOTA.
Именно такое название для своего бизнеса в 1934 году выбрал глава компании — мистер О. Г. Шмидт ( O.GSchmidt – TheMinnKotaManufacturingCompany).
На российском рынке первые электромоторы MINN KOTA появились более 10 лет назад. Причем, лишь небольшая часть из выпускаемой за океаном линейки. Это совсем небольшая группа наиболее востребованных для неких усредненных условий эксплуатации в наших краях.
Начиная с прошлого года, в Россию, сохранив всю линейку MINN KOTA- ы, начали поступать моторы уже под новой торговой маркой ENDURA С2.
В этой линейке присутствуют несколько различных по мощности, а значит и по тяге, моторов. Их ряд начинается от модели 30 и завершается – 55.
Цифровой индекс у мотора, ничто иное, как тяга мотора на швартовых, выраженная ФУНТАХ. В результате несложно пересчета получается, что мощность этих моторов находится в пределах -0, 43 – 0,85 л.с. То есть, эти моторы не предназначены для больших скоростей. Их предназначение — привести в движение судно с большим водоизмещением.
На примере модели ENDURA 30 рассмотрим основные технические характеристики.
Все моторы этой марки имеют пять, если так можно выразиться, передних скоростей и три задних. Для моторов это просто фиксированные положения подачи напряжения.
В зависимости от мощности мотора, может несколько отличаться по длине и вертикальная штанга, по аналогии с ПЛМами, длина дейдвуда мотора.
Так вот ENDURA 30 может быть установлен на лодки с высотой транца начиная от 15 дюймов, то есть, от 381 мм и до 762 мм, причем регулировка высоты положения мотора – плавная. Выбирая высоту установки, можно исходить как из заглубления винта, так и из удобства положения руки на румпеле.
Более мощные модели, в частности ENDURA 55 имеет и более длинную штангу вплоть до 42 дюймов.
Объединяет конструкцию этих моторов и штанга, изготовленная из композитных материалов. Это дает не только общее снижение веса конструкции, но и возможность ходить по мелководью без боязни повредить мотор, потому, что штанга гибкая.
На этих моделях устанавливается и телескопический румпель, заметно облегчающий управление мотором.
Cтрубцина и механизм подвеса мотора на транце, позволяют использовать мотор в “мелководном” режиме, а при движении на большой скорости уже под основным мотором, поднимать его и размещать для транспортировки горизонтально в кокпите не снимая с транца.
Вся линейка моторов ENDURA С2 питается от аккумулятора 12 вольт. Но разные по мощности и, соответственно, тяге моторы этой линейки потребляют и разный ток на максимальных оборотах (при максимальной мощности). Так если ENDURA 30 потребляет
максимум — 30 Ампер, то модель ”55” — 43 Ампера.
Какие источники напряжения более подходят, чтобы приводить в движение эти моторы?
Производитель рекомендует использовать только целевым порядком предназначенные для этого аккумуляторы. Попробуем разобраться, так ли это требование актуально?
Специальные аккумуляторы – это аккумуляторы глубокого разряда, то есть их можно “посадить ” в ноль и они при этом выдерживают несколько сотен подобных циклов.
Они могут быть и гелевые – не обслуживаемые и поэтому безопасные в небольших ПВХ лодках. Встречаются и обслуживаемые, они более пригодны для больших катеров, в которых достаточно места и есть возможность их стационарной установки в специально предназначенные кофры.
Чего можно ожидать от мотора при установке на лодку?
Практика использования и тесты времени хода с максимальной скоростью аккумуляторах, емкостью 100 и 130 А/час, дают такие цифры полного разряда аккумуляторов. Соответственно 3,5 и 4,3 часа на пятом положении регулятора «газа». Понятно, что если будет использоваться мотор большей мощности, а, следовательно, и с большим потребляемым током, то время «посадки аккумуляторов в ноль» будет пропорционально снижаться.
Какой скорости можно ожидать при использовании таких моторов?
Диапазон скоростей лежит в пределах 5-8 км/час — то есть, практически независимо от степени загрузки судна с водоизмещающими обводами, вы получите почти неизменную скорость. Для сравнения — такая скорость под веслами достигается лишь при весьма интенсивной гребле, и то, в ограниченный отрезок времени. Замеры проводились по гладкой воде. Разумеется, в ветер и в волну нужно будет вносить соответствующие коррективы.
Около 5 км/час пойдет ПВХ лодка, как не очень хорошо приспособленная к движению в водоизмещающем режиме, а вот гребная лодка, типа «фофана» или «Пеллы-фиорд», пойдет чуть быстрее – около 8 км/час.
Посмотрев на полученные цифры, становится ясно, что за эти три – четыре часа можно отлично провести рыбалку, обойдя все заветные заводи. Легко пройдя при этом 20-30 километров на одной зарядке.
В версии мотора ENDURA С2 появилась очень приятная новинка — индикатор уровня заряда аккумулятора. Датчик расположен на корпусе мотора и будет наглядно демонстрировать резерв аккумулятора.
Владимир Соколов