Швартовка маломерных судов
Одним из важнейших аспектов этой темы, безусловно, является швартовка. Лучшим местом для нее являются максимально закрытые от ветра и волн участки акватории, где даже во время усиления ветра и волнения, будет обеспечена необходимая безопасность и относительный уровень комфорта для экипажа. Место швартовки должно быть достаточно глубоким — с учетом колебания горизонта воды. Оно должно максимально далеко отстоять от судоходных фарватеров и проходящих мимо судов. Чтобы волны от них минимально влияли на вашу лодку.
Какими способами можно фиксировать лодку на стоянке? Отмечу лишь основные и самые доступные для традиционных мест отдыха и швартовки маломерных судов.
Швартовку можно осуществить на растяжках. Для этого можно использовать якорный и швартовый канаты, установленные, соответственно, с носа и с кормы судна. Это один из самых распространенных способов. Осуществляя её, следует помнить, что судно должно быть сориентировано носом от берега в сторону возможной набегающей волны. Если такая швартовка осуществляется на относительно открытой акватории.
Такая постановка судна позволит избежать заливания водой через транец, что может привести к неприятным последствиям. Что вполне возможно, если произошло усиление ветра и волны, а носовая часть судна лежит на отмели. Это может произойти и катером и с небольшой ПВХ лодкой. Причем с лодкой даже на относительно закрытой от волн акватории – типа небольшой реки или, к примеру, Новоладожского канала после прохода большой «кроссовки» — прогулочного судна, шкиперу которого совершенно безразлична судьба стоящих у берега небольших судов, которые могут пострадать от его волны. ..
Если швартовка осуществляется бортом к причалу, это наиболее возможно вблизи причалов и набережных, изготовленных из гранита или железобетона, то при волнении возможны неприятности следующего порядка. Из-за непосредственного контакта привала ПВХ-лодки, даже несмотря на очень высокую износостойкость ПВХ, часов через 5 — 8 можно обнаружить, что гранит в совокупности с небольшой волной, очень заметно потерли не только сам материал привала, но что значительно печальнее – и на ткань баллона лодки. Хорошо, если это будет лишь нарушение эстетики. Несколько хуже, если гранит или бетон, работающие по борту как абразив, доберутся непосредственно до материала надувного баллона. Это может вылиться в большие неприятности.
Практика подобных швартовок на знаменитых фортах в акватории Финского залива показала, что даже примитивные кранцы, выполненные из пеньки, пенополистирола или просто ПВХ-труб (например, фановых), надежно защитят вашу лодку даже при длительной стоянке. Стоит потратить вечер на их изготовление даже на коленке из подручных вещей, если предстоит плавание и ночлег на фортах. И даже, если ночлег не предусматривается, но вы решили погонять судака в районе Курорта, небольшой пакет с кранцами в лодке лишним не будет. Мало ли что может произойти – это и отдых между вечерней и утренней ловлей, да и перемены погоды могут привести вас в спасительную акваторию фортов, защищенную со всех сторон от большой волны.
И еще об одной незначительной, но очень важной дельной вещи на вашем судне, хочу сказать. Она также оказывается очень нужной при швартовке у каменных набережных. Это защита тросов от перетирания на углах причалов. Она может быть выполнена из куска пластикового шланга, через который пропускаются швартовые концы. Пойдет вариант и из тонкой, до 50 мм диаметром ПВХ-трубы, слегка изогнутой в месте прилегания к камню причальной стенки. В экстренных случаях подобная защита может быть изготовлена из пластиковой бутылки, у которой отрезано дно. Если первые устройства желательно заранее готовить перед поездкой, то вариант «бутылочной защиты» достаточно легко реализуется на месте.
Подобная проблема совершенно не надумана. С ней довелось столкнуться более 20 лет назад, когда начались регулярные поезди в эту часть Финского залива с отдыхом на фортах. Отшвартоваться так, чтобы избежать перетирания канатов удавалось очень редко. Но за ночь даже при небольшой волне даже хороший плетеный в оболочке трос приходит в негодность. Относиться к концам , как к расходным материалам, на мой взгляд – непозволительная роскошь. Поэтому было реализовано несколько вариантов подобной защиты, о которых и рассказано выше.
Одним из вариантов стоянки судна, к примеру на ночь, может быть якорная стоянка. то для нее следует выбрать место как можно ближе к берегу, насколько это позволяют осадка лодки и местные условия. И самое главное так, чтобы не препятствовать судоходству. Основное условие якорной стоянки — лодка должна быть поставлена на якорь так, чтобы она не могла изменить своего положения и создать этим угрозу для других судов или помешать им. При этом необходимо учесть направление и силу ветра, волны и возможные их изменения. А также изменения уровня воды.
Нельзя делать якорную стоянку на запрещенных для этого акваториях. Например, на участках, обозначенных информационными запрещающими знаками. Также запретными являются зоны вблизи мостов, высоковольтных линий электропередач, гидросооружений и подводных переходов трубопроводов. Следует избегать стоянок в узостях, в крутых коленах и на подходах к ним, а также у берега с прижимным течением. Не следует швартоваться на входах в притоки и выходах из них, на подходах к пассажирским и грузовым причалам, остановочным пунктам, переправам. Категорически запрещена стоянка и вблизи навигационных плавучих знаков.
Также, читайте по теме: