Проверяем спасательные жилеты в реальных условиях
В прошлом сезоне была ситуация, когда при спасении трёх людей, потерпевших «кораблекрушение» (оверкиль при вытаскивании якоря), одного из них не удалось втащить в лодку, так как его вес явно был за 120 кг. Пришлось брать на буксир потерпевшего и таким образом доставлять его к берегу. И мне эта ситуация запала в «душу»…
Созрел план действий
На весенней рыболовной московской выставке, проходившей в ВДНХ, во время обсуждений стало понятно, что производителям, продавцам и потребителям интересен тест спасательных жилетов, из которого можно было бы почерпнуть полезную информацию.
И было принято решение, что редакция, как только прогреется вода, проведёт тест с моделированием различных ситуаций на воде, которые могут возникнуть во время отдыха или на рыбалке. С водой следует быть на «вы», шуток здесь быть не может, и вопрос с безопасностью надо держать в голове, исходя из жизненного подхода «Опасность где-то рядом».
Место для проведения этого теста было выбрано на Финском заливе. Мы разработали план «А» – короткий, и «Б» – трудо- и времяёмкий, соответственно. Изначально было непонятно, сколько времени человек может находиться в воде и не замёрзнуть при этом, да и люди просто могут устать в процессе теста. От этих факторов и следовало отталкиваться, но уже на месте.
Что интересно
Во время обсуждения при подготовке один из производителей резонно заметил, что летом ситуация более-менее понятна, но осенью, когда начнётся активная ловля рыбы, температура понизится и рыболовы наденут зимние костюмы… И что же произойдёт, если человек окажется за бортом, экипированный в такой костюм и спасательный жилет?
Также среди любителей отдыха на воде очень много обсуждений идёт о том, каким должен быть жилет и не возникнут ли вопросы у инспектора ГИМС к предъявленному на осмотр изделию. И самое главное – как можно эффективно втащить в лодку из воды потерпевшего силами одного человека и что для этого требуется.
На все эти вопросы мы и попытаемся ответить в рамках данной статьи.
Кто участвовал
Мы тестировали спасательные жилеты от компаний Spass (Россия), «Шторм» (Россия), «Альтаир» (Россия), Marinepool (Германия), Suzuki (Baltic, Швеция) и зимний костюм от компании Alaskan (Россия) – Russian Mission.
Желающих принять участие было больше, и мы обязательно в следующем тесте постараемся охватить всех производителей, которые представят свои изделия для испытаний в реальных условиях.
Визуальный осмотр
Компания Spass представила два варианта – «Старпом» и «Командор». Первая модель имеет классический оранжевый цвет. У неё большой воротник, призванный поддерживать голову на плаву, два ремня, которые надёжно обтягивают тело, и паховый, который необходим для того, чтобы жилет был надёжно зафиксирован и при падении в воду не слетел с владельца, а это происходит регулярно – многие водномоторники паховый ремень по наивности или незнанию не застёгивают. Для удобства жилет застегивается спереди на молнию Т8 «трактор». На воротнике есть светоотражающие полосы, и в одном из карманов находится свисток, остальные могут пригодиться для разной мелочёвки.
Вторая модель – «Командор» – отличается от первой тем, что она двухсторонняя. Такая модель нравится всем, кто по каким-то причинам недолюбливает оранжевый цвет и выбирает камуфляжную расцветку. У неё манерный воротник-стоечка, а светоотражающие полосы расположены на плечах.
Компания «Шторм» на тест представила уже побывавший в «кругосветном путешествии» спасательный жилет «Адмирал». Модель имеет классический оранжевый цвет, снабжена большим воротником, двумя ремнями: один расположен на груди, второй – в нижней части живота, и двумя паховыми ремнями, которые, как мы выяснили, необходимы для того, чтобы жилет был надёжно зафиксирован и при падении в воду не слетел с владельца. Жилет застегивается спереди на молнию Т8 «трактор», воротник имеет форму стойки, и под ним на плечах расположены светоотражающие полосы. Карманов четыре, и в одном из них находится свисток. Отличительная черта: по всей спине вдоль позвоночника пришита стропа, которая служит шлёвками для ремней. По заверению производителя, впоследствии она будет завершаться в зоне воротника подъёмной петлёй.
Компания «Альтаир», являясь производителем лодок, под своим брендом представила спасательный жилет, который на первый взгляд по конструкции больше напоминает «поддерживающий» из-за цветовых решений, имеет лаконичный дизайн, который включает в конструкцию привычные два ремня ниже груди, а по бокам под мышками имеются две утяжки. Застёгивается на молнию Т8 «трактор», имеются внешние карманы. С сентября этого года планируется модернизировать эту модель: она будет выпускаться в двухстороннем варианте, одна из сторон станет полностью оранжевой. Будут и другие изменения и улучшения, благодаря опыту и информации полученными во время теста.
Чего мы ожидаем от спасательного жилета?
- Он должен удерживать тело на плаву и вне зависимости от нашего состояния (например, человек мог потерять сознание) поддерживать голову в таком положении, чтобы обеспечить свободное дыхание, и при этом рот должен оказаться в самой верхней точке.
- Он должен хорошо облегать тело, не причиняя неудобств.
- Быть прочным и прослужить «верой и правдой» как минимум 10-15 лет после покупки, а может, и перейти внукам по наследству. Менять его часто, как футболку или рубашку, в наши планы не входит, а значит, нитки и ткань не должны бояться солнечных лучей, морской воды и т.д.
- Во время сильного и холодного ветра нести функцию тёплой одежды.
- Кто-то, читая эту статью, отметит, что и сидеть на нём удобно. А вот здесь надо сказать твёрдое «нельзя»! Вспененный материал, находящийся внутри жилета, категорически не любит компрессии: то есть сжимать его нельзя, так как нарушается ячеистая структура пенки.
- В случае падения в воду он должен быть заметен с очень большого расстояния и, по требованию норм безопасности, снабжён свистком – а значит, потерпевший сможет подать звуковой сигнал бедствия.
На первый взгляд, мы ничего не упустили. А теперь рассмотрим ситуацию, что человек оказался за бортом. Исходя из практики, можно утверждать, что если это случилось, то было незапланированно и свершилось не по доброй воле. И если это произошло, необходимо как можно быстрее «выйти из воды». Так и хочется добавить: «сухим»… В холодной воде даже хорошо тренированный человек протянет не более 15 минут, после чего начинаются проблемы с сердечно-сосудистой системой, а далее – без комментариев.
Есть два пути спасения: первый – своими силами, и второй – с помощью других людей.
Самый распространённый способ справиться с подобной ситуацией своими силами – это забраться в лодку через транец, использую антикавитационную плиту мотора как ступеньку. Если сил на это нет, остаётся уповать на то, что они есть у спасающего. И нами был опробован способ, когда на помощь приходит верхняя часть алюминиевого весла. Практически на всех надувных лодках есть складные вёсла, нам нужна та часть, где есть ручка. Эту часть весла мы продеваем в проём параллельно плечевому шву и двумя руками начинаем вытягивать потерпевшего через борт. Тут есть один важный момент: когда человека втаскивают на борт надувной лодки, на наш субъективный взгляд, удобнее тащить его «через спину». Спасающий сидит на банке и упирается коленями в борт, таким образом он имеет три точки опоры и может регулировать центр тяжести своего тела. Во всяком случае, вышеуказанный алгоритм выполнялся Тимофеевым Дмитрием (а он регулярно посещает спортзал) около десятка раз, и все попытки завершились успешно! Наш вывод: весло есть в каждой лодке, и у каждого спасательного жилета есть плечевой шов, куда очень удобно продевать весло – этот способ может быть взят на вооружение каждым водномоторником.
Костюм Alaskan Russian Mission (Россия) и спасательный жилет
Мы учли пожелание включить в тест зимний костюм, который будет активно использоваться уже начиная с сентября. Многим рыболовам и в голову не приходит мысль, что при падении в воду костюм намокает и добавляется не менее 25-30 кг веса, а это значит, что, приобретая спасательный жилет, надо учитывать этот фактор и добавлять к своему весу необходимый запас, с размером лучше не мельчить. Также имеет смысл завести два «разнокалиберных» жилета – для тёплого и холодного периодов года, с учётом применения зимнего костюма.
Собственно, мы и получили на практике ситуацию, когда костюм при падении в воду её набрал и стал тяжелее на вышеуказанные килограммы. О своих ощущениях докладываю: сначала костюм подвсплыл, пока в нём был воздух, и в течение 3 минут начал активно впитывать воду. Наблюдатели отметили, и это есть на видео, что намокший костюм стал немного притапливать спасательный жилет, но я остался на плаву.
Силы Дмитрия не покинули несмотря на то, что испытания с костюмом были отложены почти на конец теста, но он также отметил, что тащить ему было значительно тяжелее.
Конец Александрова и его аналоги
На тест мы взяли аналоги конца Александрова – спасательные лини. Не будем акцентировать внимание на ГОСТах, отметим лишь, что каждому водномоторнику в обязательном порядке необходимо завести себе такое средство спасения. Спасательный линь может пригодиться не только летом, но и зимой, особенно по первому и последнему льду.
Свои 15 м в полете все тестируемые образцы преодолели и с обязанностями справились. Спасательный линь компании Spass предполагает, что потерпевший проденет в петлю руку, и таким образом произойдёт крепление. На чехле изделия от компании «Альтаир» напечатана пошаговая инструкция, которая доступным языком расписывает все действия. Конструктивно в качестве утяжелителя и для образования большой петли применяется карабин. Мы попробовали – всё работает.
Вывод
Все представленные на тест спасательные жилеты удерживали человека на плаву, но переворачивали из любого положения за 2 секунды и поднимали голову лицом к верху только два: это Marinepool (Германия) и Suzuki (Baltic, Швеция) – «подкова». Здесь всё очевидно: это было обеспечено правильным распределением плавучего материала по конструкции. В «подкове» плавучим материалом выступает воздух.
Вся полученная информация доведена до производителей, и, по их заверениям, они в свои изделия в течение ближайшего месяца внесут изменения, а сделать это несложно.
Отметим, что тест-группа буквально вжилась в эти представленные образцы, пробуя их в разных ситуациях, и выявила интересную особенность: несмотря на то, что жилет комплектуется двумя ремнями, наиболее эффективно со своими задачами справляется тот, который находится на уровне нижнего ребра, а ремень, расположенный выше этой точки, попросту сдавливает лёгкие и не даёт полноценно дышать, поэтому его натяг надо регулировать индивидуально. Также не стоит сильно перетягивать паховый ремень: последствия, я думаю, для всех очевидны – получим дискомфорт в паховой зоне.
Общие рекомендации: как правильно себя вести в непредвиденной ситуации
- Конструкции всех спасательных жилетов должны быть такими, чтобы они поддерживали голову человека, потерявшего сознание, так, чтобы лицо находилось над водой, а тело было отклонено назад.
- При падении за борт главное — не поддаваться панике, не растрачивать свои силы на ненужные действия. Не следует стремиться слишком высоко высовываться из воды, что, напротив, увеличивает погружение и ведёт к тому, что человек заглатывает всё больше и больше воды, которая заполняет не только желудок, но и лёгкие. Тело тяжелеет, потерпевшему становится труднее противостоять погружению. Надо постараться занять положение статического равновесия и держаться так, пока не явится помощь.
- Выдыхать воздух стоит только тогда, когда рот находится под водой, а вдыхать – над её уровнем. Нужно делать как можно меньше движений и стараться дышать легче, удерживая побольше воздуха в лёгких. Не делая чрезмерных усилий, можно задержать в лёгких воздух на 20-30 секунд.
- Психологически следует быть всегда готовым к любым неожиданностям на воде. Страх может возникнуть и подсознательно, а в подобной ситуации даже хорошо плавающим людям не хватает самообладания. В большинстве случаев это происходит потому, что обусловленный страхом спазм мышц гортани не позволяет закричать.
Каждый человек в критической ситуации должен уметь мобилизовать свою волю и силу.
Андрей Спирин