Меню

Способы рыбной ловли

Обзор снастей и снаряжения

Правовые аспекты (законы)

Надувные лодки ПВХ с транцем

викингКогда вы пришли  в магазин за пайольной  лодкой, процедура проверки в целом повторяет небольшие гребнушки, но с небольшими специфическими отличиями. В конструкции моторных лодок добавляется несущий элемент, пайол (пока будем говорить о пайольных конструкциях, упуская лодки с полностью надувным дном), поэтому  еще перед накачиванием лодки проводим его осмотр.

У разных производителей, конструкция элементов пайола может иметь различия.

Начнем с материала, из которого сделаны элементы пайола.

Несколько раньше появилась конструкция из водостойкой фанеры, которая достаточно долго доминировала на рынке.  Заметно позднее появился пайол из алюминиевого профиля. Последнее время у производителей появились пока опытные образцы, в которых применяются сотовые панели на основе современных композитных материалов.

У каждого из материалов есть свои  плюсы и минусы. Алюминий – легче, он не набухает и не расслаивается в воде,  но если по каким-то причинам, он даже немного  деформировался, то этот элемент пайола необходимо будет заменить. А это весьма затратное мероприятие. Элементы из алюминия уже имеют необходимый профиль кромок, поэтому не нуждаются в какой-то дополнительной окантовке.

Водостойкая фанера немного тяжелее, в случае некачественной проклейки или нарушения условий хранения иногда может набухать или даже начать расслаиваться, но это всё поправимо. Повредить, а тем более, cломать фанерный элемент пайола, весьма и весьма проблематично.

В отличие от алюминия, фанера не такая скользкая в мокром виде и после соприкосновения с рыбой. Многие считают,  что по тактильным ощущениям у фанеры есть неоспоримое преимущество.

Композитный пайол лишен многих недостатков и алюминия и фанеры, но пока, в сравнении с “классикой”,  он имеет большую стоимость, что заметно ограничивает область его распространения.

Применение на разных конструкциях лодок фанерного пайола, может отличаться и по типу и технологии окантовки элементов.

На небольших моделях элементы пайола могут быть дополнительно не окантованы.

В каких-то конструкциях элементы пайола могут стыковаться через  промежуточный /съемный/ алюминиевый профиль. А в других — профиль уже установлен на пайол при помощи заклепок или саморезов  и является  окантовкой элементов пайола.

  Главное, при покупке внимательно посмотреть состояние  всей окантовки и в дальнейшем  регулярно контролировать  и предотвращать возможное появление люфта на закрепленных профилях.

Пайольные  лодки, имеющие U- образную форму баллона,  производитель рекомендует накачивать в следующем  порядке / пока  не трогаем особенностей  подготовки лодок, оснащенных  пайолом – книжкой/.  Речь пойдет о лодках с секционным пайолом.

На  первом  этапе   баллону  придается  лишь “форма”, по аналогии  с  маленькими гребными лодками, то есть, баллон должен быть очень мягким на ощупь для того, чтобы на днище легко можно уложить фанерный или алюминиевый пайол, разместить и хорошо расправить аэрдек или  вставку низкого давления. Обращаю особое внимание, на этом этапе мы пока не надуваем! кильсон.

В зависимости от конструкции лодки, секции пайола могут укладываться на  днище в разной последовательности, но для большинства лодок производители рекомендуют  начинать укладку от носа, а завершать, установкой  кормовых  элементов пайола, с заправкой последней секции под фиксаторы, расположенные на транце. Во  многих паспортах  употребляется образное выражение – “на заключительном этапе,  поставить два  последних элемента домиком”. И надавив вблизи вершины “домика”,  выровнять  пайол. То есть, два последних элемента завершают процесс сборки пайола.

 Почему вблизи вершины?   

Если эту операцию выполнять руками,  то,  надавливая на саму вершину, есть очень большая  вероятность защемить руку  между алюминиевыми элементами окантовки секций пайола.

На следующем этапе, некоторые производители рекомендуют для облегчения установки стрингеров, подкладывать под днище весла. Ну а тем, кто хочет еще больше облегчить процедуру сборки и подготовки лодки, можно порекомендовать немного подкачать кильсон.  При помощи этого нехитрого маневра удастся несколько приподнять уже выровненный пайол по центру,  освободив доступ к краям пайола под не полностью накаченным баллоном.

Когда вы убедились, что пайол, аэрдек или вставка, а также банки,  заняли свое место, то лодка “добивается” до рекомендованных величин давления, то есть, давление во всех независимых отсеках приводится к рекомендованным производителям цифрам. Но делается это постепенно. На первом этапе накачиваются  концевые  секции  баллона, причем, несколько слабее, чем рекомендует производитель. Это делается для того, чтобы минимально снизить напряжения, которые могут деформировать лодку. А потом, “добивается” уже и носовая часть лодки и кильсон.

Разборка лодки осуществляется в обратной последовательности. При съеме стрингеров, не забудьте оставить небольшое избыточное давление в кильсоне. Это значительно облегчит процесс…

Возвращаясь к теме пайола-книжки, следует сказать, что его установка несколько проще, чем обычного пайола, его следует просто  развернуть на днище и заправить под баллон. Но алгоритм накачивания баллона такой же, как и у пайольных конструкций.

На различные модели лодок, и даже на отдельные элементы / в частности – кильсон/, у разных производителей могут быть свои  параметры давления, но, как правило, они находятся в пределах 0,2-0,35 атм и прописаны в Паспорте судна.

После сборки лодки точно также проводим  внешний осмотр готового изделия. Все то, что написано про лодки с О-образными  баллонами, также применяется и для U-образных корпусов. Это по большей части касается  формы баллонов, весел, фурнитуры, банок  и тд. Но будет и целый ряд существенных дополнений. На которые следует обратить особое внимание.

Моторная лодка ПВХ Викинг VN-320LE

Моторная лодка ПВХ Викинг VN-320LE

  Осмотр  вклейки днища. Это особенно важно для лодок, которые способны перемещаться в режиме глиссирования.

Первое на что  обращаем внимание.  Когда лодка  полностью собрана и накачена, днище по всей поверхности должно иметь равномерный натяг и вдоль линии приклейки днища к баллону не должно быть явных сборок и морщин. Если они есть, и особенно просматриваются от середины лодки далее в корму – это явный брак и лодку следует вернуть продавцу. Он “съест” половину скорости.

Жесткие элементы /пайол, концы стрингеров или  страхующие фанерные вставки  в аэрдек /не должны явно выпирать рядом с линией  приклейки днища.

Есть и еще один  участок  на днище, состояние которого  оказывает существенное влияние на скорость  лодки и брызгообразование за транцем. Но,  к сожалению, некоторые производители явно недооценивают  последствия  этой недоработки или явного конструкторского просчета и не  придают этому  должного внимания. Речь идет о прогибе днища перед транцем, что наиболее заметно, вдоль линии киля. Вот эта “яма”, к сожалению, точнее ее размеры, делает вроде бы и неплохие лодки, заметно менее скоростными, а значит — и не экономичными и, подчас, проигрывающими в управляемости. Есть  и нарушение геометрии в другую сторону, наоборот, резко выпирающий бугор перед транцем.  В любом случае нарушение прямолинейности киля  отрицательно влияет на гидродинамику судна.

Если подобно отклонение в ту или иную сторону измеряется в 0,5-1,0 см, то это на характеристики лодки заметно не повлияет. Когда неровность более заметна, то  потерь скорости уже не избежать.

Следующее, на что следует обратить внимание при осмотре лодки – оснащение транца и его вклейка на специальных профилях или лентах.

Фанера транца не должна иметь следов расслоения, а вся обвязка транца должна быть хорошо проклеена по всему периметру прилегания  к баллону и к днищу.

На своих местах / точно в ДП – по центру/ должны быть транцевые накладки. Именно по ним ориентируются при установке мотора. Саморезы должны быть на своих местах и не выступать за габариты зенковки.

Еще одним элементом на транце, требующим внимания, является сливной клапан. Он может быть различных конструкций, но свои задачи он должен выполнять четко и работать – безупречно.

Есть несколько конструкций сливных клапанов, но, представляется, что конструкция с задвижкой, будет наиболее удобной.

 Ну и последний взгляд на леерное ограждение. О том, на что обращаем внимание , говорилось в статье о гребных лодках. Но перетяг леера на гребнушках – это нарушение эстетики, как говорится : ”на скорость – не влияет”. А вот возможное нарушение геометрии моторной лодки, связано уже с потерей скорости. Неисправность, конечно можно устранить и самому, если переплести леер, но можно и обратиться к продавцам магазина для замены лодки.

  Новый товар должен быть хорошего качества.

 Также, читайте по теме:

«Комплект эгоиста» или лодки эконом и лайт класс

Выбор магазина для покупки надувной моторной лодки

 

Обсуждение закрыто.

Реклама

НОВЫЙ ВЫПУСК

читать новый выпуск журнала 03#2022

журнал «Петербургская рыбалка»

читайте новый выпуск журнала