Предприятия города Санкт-Петербург
Меню

Выбираем маленькую лодку

  И начнем разговор о совсем маленьких конструкциях, скорее относящихся к категории компакт-эгоистов.

Не будем трогать изделия заграничных производителей, поговорим о родных, отечественных, благо, что их стало столько!!, что глаза разбегаются.

 

Общим признаком этого класса лодок будет баллон О-образной формы(б) или иначе — замкнутый.

  Лодки подобного класса есть в производственной гамме практически у всех отечественных грандов. У кого-то моделей меньше, у кого-то больше. Кто-то в большей степени специализируется на выпуске подобных лодок, кто-то по тем или иным причинам, от выпуска таких лодок отказывается.

 Выбираем  маленькую лодку Для общего ознакомления с вариантами конструкторской мысли,  постараемся, насколько это возможно в рамках небольшой статьи, классифицировать имеющуюся на нашем рынке продукцию.

  Но вначале, о том, что рыбаку не стоит делать. Искать лодку для своего любимого увлечения  в сетевых супер — и гипермаркетах. Большинство продающихся там лодок, не имеют сертификата ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА. Это не больше, чем водный аттракцион. И подкупающая своей миниатюрностью цена, лишний раз говорит, что  подобное плавсредство предназначено для игр и забав у берега. Где глубина по колено, максимум  — по пояс.

  А теперь уже непосредственно к лодкам…

Современная законодательная база изменилась, что сделало параметр водоизмещения таких лодок – «до 220 кг» не актуальным, они все теперь не подлежат регистрации. И пассажировместимость у них может быть один, два или даже три человека.

В процессе выбора, можно ориентироваться на такой параметр, как длина. Если судно имеет    длину 2500-3100 мм, то вполне понятно, что два взрослых человека в ней смогут легко разместиться. Если же мы посмотрим на лодки в размерениях 1600-1800 мм, то разместить второго рыбака в такой лодке уже очень проблематично и ее скорее можно засчитать одноместной.

 Лодки с  О-образным  баллоном можно разделить и на две такие группы:

— чисто гребные

— и лодки с возможностью установки подвесного мотора.

  По каким признакам можно отнести судно к гребным?

  Первый и основной — это наличие кормы “вельботного” типа, то есть, корма заострена и приподнята. Это сделано для улучшения обтекания корпуса лодки на скоростях гребли – 6-9 км/час Подобные модели по документам производителей проходят, как чисто гребные без возможности установки навесного транца. Конечно, при большом желании транец можно поставить, но в  случае с этими лодками, придется применять мотор с длинным “L” дейдвудом или электромотор,  у которого длина “ноги” регулируется. Да и в движении под мотором возникнут проблемы с управлением. 

 Поэтому, если есть намерение в дальнейшем приобрести мотор, то внимание нужно обратить уже на вторую категорию судов.

 А вторая – это уже размер судна более 2600 мм. Почему именно такой критерий размерности?

На более коротком корпусе, при установке мотора в области кормы сосредотачивается довольно-таки большой вес, из-за чего лодка сильно задирает нос и начинает «толкать»  перед собой воду. Задняя часть баллона оказывается значительно заглубленной и существенно повышается риск получить догонную  волну через транец.

В носу лодки приходится устанавливать балласт, чтобы свести ходовой дифферент к минимуму.

А в кокпите такого судна совсем не много места.

Поэтому, многие производители свою линейку лодок с О- образным баллоном, предназначенных для установки мотора на съемном транце, начинают с длины 2600-2700 и более.   

 Следующим элементом лодки, на который обращаем внимание,  является днище. Производители для маленьких судов применяют в основном плоский крой. Ткань в этих моделях клеится по нижней поверхности баллонов. Причем, применяемые материалы и технологии, позволяют не  только сидеть на таком днище, но и стоять не нарушая целостности конструкции. Правда, должен сразу же сказать, что сидеть на таком днище не совсем удобно – холодно и низко. Поэтому производителями для сиденья предусмотрены пуфики или полностью надувные вкладыши в размер кокпита. Такой вкладыш ставится в распор. Он и плавучести добавляет и позволяет очень комфортно  сидеть в лодке.

 В лодке могут быть и штатные банки. У разных производителей предусмотрены различные варианты их крепления и фиксированные,  и скользящие на ликтросах.

 А вот для того чтобы встать и побросать спиннинг, для усиления конструкции,  часто предусмотрены вставки. Это отдельные элементы/секции пайола, выполненные из 9 – ти миллиметровой фанеры и никак не связанные между собой. Они вставляются в распор баллона на днище и позволяют не только равномерно распределить вес рыбака по большей площади днища, но и добавить жесткости все конструкции лодки. Таких вставок может быть 1-2 или даже 3. Умельцы, в погоне за скоростью, добавляют в конструкцию пайола еще 2-3 дополнительных элемента, таким образом, собирая наборное, полностью жесткое дно. Благодаря этому, тканевое днище хорошо растягивается, убираются все складки по линии склейки. И получается ровная плоская глиссирующая пластина, которая развивает большую подъемную силу и позволяет одному шкиперу даже под мотором 3-3,5 лс передвигаться в переходном режиме, разгоняясь до 20 км/час.

Но, прежде чем так тюнинговать днище, нужно выбрать гребную лодку с возможностью установки навесного транца. Такой корпус имеет  ряд конструктивных особенностей.

Носовая часть должна быть приподнята для улучшения всхожести на волну. Она может быть и «рубленная» и с плавной формой обводов. А вот для установки навесного транца,  кормовая часть лодки обязательно должна завершаться горизонтальным фрагментом  баллона с минимальным поднятием над уровнем днища. Это необходимое условие.

  Вариантов крепления навесного транца производители используют несколько. Наиболее распространенное — на четырех леерных рымах, отлитых из ПВХ. Или на двух рымах, с использованием установленной на транце транспортировочной кормовой рукоятки. Возможны и более сложные конструкции.

  Технологический предел подобной конструкции транцев ограничен  3,5 лошадиными силами.

  Даже моторы этой мощности при ходе в полный газ, заметно подгибают транец стандартных конструкций вниз, уводя дейдвуд под днище. Cказывается  недостаточная  площадь опоры на рымы, в сравнении с развиваемой тягой на винте даже такого малыша.

В отдельных случаях навесной транец может своей нижней частью начать  заметно “цеплять” воду за кормой лодки, что приводит к заметному снижению скорости и повышенному брызгообразованию. Более того, он начинает работать как плуг, не только подтормаживая лодку, но и заметно опуская корму и задирая при этом нос лодки. 

  Немного скорректировать ситуацию можно, если изначально установить транец вертикатьно или даже с небольшим наклоном (5-7 градусов)  в сторону кокпита. А в районе низа транцевой доски, увеличить площадь опоры при помощи проставки между транцем и баллоном. Перераспределив,  таким образом усилие, которое оказывает мотор на рабочем ходу.

  Это немного из области теории и практических доработок. В следующий раз   выясним, что же может показать на воде подобная «одноместная лодка для рыбалки выходного дня на малых водоемах».

 

Владимир Соколов

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Реклама

журнал «Петербургская рыбалка»

читать новый выпуск журнала 11 (156) ноябрь

журнал «Рыбалка GROUP»

читать новый выпуск журнала 11#2018

МЫ В СОЦСЕТЯХ