Размышления о надувных лодках
Часть 2. Выбор лодки с жёстким пайолом и встроенным транцем.
Как же я рад скачку доллара! Наконец-то китайские лодки станут недоступными для обычных рыболовов и их “шикарные” заманущие названия не будут затуманивать умы страждущих !
Сто раз говорил и ещё повторю – отечественные надувные лодки лучше!, не все конечно, но я помогу вам научиться различать оно и конфеты.
В славном городе Санкт-Петербурге на январь 2015 года действуют 55 производств!, от скромных тружеников подвалов до гигантских цехов с новейшим оборудованием. Недоплатили сотруднику раз, другой – глядь и он уже свой кооператив открыл, растут производства как грибы после дождя.
Чтобы выбрать лодку можно заглянуть на сайт Rusfihing.ru и почитать отзывы реальных пользователей. Типичный отзыв: я четыре месяца “курил” форум и выбрал бла-бла-бла… такую-то, замечательную лодку и мотор … читаешь эти строки и “плачешь”, потому что выбрал он, руководствуясь советами диванных капитанов – форменное безобразие. Не поленитесь прочесть эту статью до конца и узнать реальную информацию от самого безжалостного к бракоделам журналиста, часто и много занимающегося тест-драйвами лодок, к тому же не работающего в какой-либо фирме или магазине.
Итак пол лодки т.е пайол на морском языке. По цвету он может быть серым или коричневым – значит производитель использовал качественную водостойкую фанеру. Фото 1,2.
По конструкции бывает пайол-книжка т.е отдельные секции поперёк склеены лентой пвх или соединёны полосками джойнеров (небольшими Н-образные профилями). Фото 3.
Пайол книжка очень удобен на лодках до 3,2 м длиной, на более длинных его вставлять довольно тяжело.
Джойнеры на лодках размера 3,2м дают преимущество, они делают пайол более жёстким, что делает общую конструкцию лодки жёстче, но !!! его очень-очень неудобно собирать.
Открою тайну, Н-образный профиль можно нарезать за несколько секунд, а ленту надо клеить несколько часов… вот поэтому конструкции со свободными джойнерами всегда будут в каталогах производителей.
Упрощённо можно сказать так: на лодках до 3,2 удобнее пайол-книжка, а свыше отдельные секции пайола с жёстко закреплёнными к ним Н-образными профилями.
Это всё было про поперечное крепление пайлов. В продольном направлении они скрепляются стрингерами. Возьмите на заметку, в хорошей лодке в местах склонных к протиранию, там где заканчивается стрингер, приклеены дополнительные усиления из ткани пвх.
О килях.
Лодки-плоскодонки (с плавничками разумеется) имеют полное право на существование в размере до 3,2 м, всё что свыше должно быть с килём, говорю это вам как рыболовов протестировавший множество лодок. Фото 4 плавничок, этот слишком большой, хватит вдвое меньшего простого прямоугольничка , размером примерно с большую игральную карту.
На современных лодках длиной от 3,6 м должно быть 4-е отсека ! (киль не в счёт). Это увидеть легко — пересчитайте количество клапанов. Если вы не знаете, что такое клапан, отложите покупку лодки до лучших времён )) или обратитесь за подсказкой к спецу.
Лирическое отступление.
Материал пвх превосходит резину в главном – он меньше растягивается, значит баллоны не “гуляют” и лодка оказывает меньшее сопротивление воде. Четыре отсека придают лодке ещё большую жёсткость, и следовательно лучшие, по сравнению моделями где только три отсека, характеристики по мореходности/ скорости.
Если на лодке вы смогли увидеть только два клапана – забудьте об этом магазине навсегда, торгуют дрянью( речь идёт про лодки со встроенным транцем) , от таких торговцев и моторов сомнительных можно ожидать. Самое невероятное — создать такую опасную лодку одинаково способны как подвальные деятели, так и крупнейший производитель… Представьте, один отсек пробит… лодка переворачивается и все нажитое непосильным трудом оказывается на дне реки, а вы героически бултыхаетесь в воде.
Форма лодки должна быть обтекаемой как у современных автомобилей ! Пожалуй, единственное исключение лодки “Flinc”, у них свой стиль и лодки отличные, так как все углы выверены с точностью до миллиметра.
Если концевики лодки выходят на полметра за транец – перед вами неграмотные производители-копировщики, которые просто “лепят” продукцию не понимая основ конструирования надувнушек и мягко говоря заимствуют чужие модели.
Кокпит – это внутренне пространство лодки. Если на лодке длиной 3,6 м метра ширина кокпита составляет всего 70 см — производитель неграмотный жадина, экономит на фанере и ткани, и наверняка на комплектующих. Ему плевать на ваш комфорт.
По контуру лодки идёт привальный брус, от должен быть с брызгоотбойником, его наличие можно определить вот так -смотри фото 5. Если цепляться не к чему, то производитель сэкономил на вас, а защита от брызг очень важна, сухой пилот –здоровый )) Это важно на лодках от 3,2 м , на тех что меньше в ветренную погоду вы сами не захотите выходить на большой водоём.
Накладки на транец под мотор могут быть металлические или пластиковые. Не могу себе представить как будут амортизировать металлические болты струбцины упирающиеся в железо ? Пластик в данном случае предпочтительнее. Фото 6
Усиление. Все производители, радеющие за свою продукцию, уже на заводе усиливают лодку по килю и по концевикам баллонов и этого вполне достаточно. Фото7.
Банки — так называются скамейки по морскому, могут быть жёстко закреплёнными фото 8 или скользящими по баночному лееру. Для сдвижных банок крепежей должно быть два, тогда банка не перемещаться сама по себе фото 9.
Толщина ткани. Чем больше – тем лучше, думают начинающие.
Это не совсем так. Стойкость фирменной ткани к износу, при плотностях 850 и 1050 не сильно различается. Большая величина плотности важна на больших по размеру моделях, чтобы не “гулял” баллон, но за это приходится расплачиваться большим весом и неудобством сборки-разборки лодки даже в тёплое время года, а уж на холодке совсем тоскливо становится.
Лодочная ткань пвх. Европа или Азия ?
Различить китайскую и немецкую ткань можно простым внешним осмотром, и на ощупь, при наличии некоторого опыта.
Корейская ткань настолько выросла в качестве, что это не так-то просто.
Как же проверить ткань ? К сожалению, для новичка это практически невозможно.
Белые полосы на баллонах лодки это признаки некачественной ткани, подверженной заломам.
Единственное утешение, если взять ткань из ЗИПа, вырезать кусок 10 х10 см, взвесить и пересчитать на метр квадратный т.е таким образом сравнить данные заявленные производителем и представленный образец. Как-то так.
А самое простое, прочтите гарантийные обязательства в паспорте лодки, если там указаны 5 лет на ткань, то всё в порядке – ведь это гарантия, которую даёт производитель ткани.
Ручки для переноски лодки. Вроде пустяк, ведь мы их используем всего дважды, при спуске и подъёме. Они весьма полезны при выборе качественной надувнушки ! Подойдите к лодке, и попробуйте взяться за две сразу, если вы не смогли до них дотянуться …. Значит это не производитель, а тяп-ляп рукодельник, это верно для лодок до 4-х метров длины. К ручкам на фото 7 дотянуться легко.
Предельная длина лодки, которую городские жители могут вдвоём спустить на воду максимум 4,2 м, для этого нужны лодочные шасси и бетонный слип тоже )), всё что больше подвластно только Илье Муромцу и его боевым товарищам ! Советую выбирать лодки с жёстким пайолом до 4-х метров длины и только для двоих рыболовов. Напомню, что троим рыболовам в лодке длиной 4,2 м тесно !
Рассмотрим конкретный пример.
Какая лодка лучше “Альтаир 360 Pro” или “FLINC 360KL” ??? фото 10,11.
Обе отличные ! просто созданы для разных целей.
“Альтаир 360 Pro” это пример классической рыболовной лодки, пригодной для любых водоёмов, но ! она требует автомобиля с нормальным багажником и крепкого напарника, а “FLINC 360KL” это туристическая лодка, которую легко собрать с прелестной спутницей, но лезть в открытую Ладогу на ней не надо.
Раскрою подробнее.
Альтаир это: мощный полноценный пайол с классическими длинными стрингерами, большая килеватость, четыре отсека. Всё это требует сильных мужских рук для сборки и переноски, а так же достаточно места в машине.
Я на такой лодке провёл почти сутки в Ладоге в 30 км от берега и было нормально.
Флинк: уменьшенная толщина пайола, меньшая килеватость и, к сожалению, тоже длинные лайт-стрингеры, но влезает всё это в автомобиль Рено Сандеро небольшим пакетом. Поеду с девушкой в Ладожские Шхеры или на Вуоксу , возьму её.
Вывод, главное чётко представлять зачем вам лодка !
Дополнительные признаки хорошей лодки.
Первым из признаков показывающих правильное отношение производителя к потребителю является качество насоса. Если в комплекте насос “Bravo” это плохо, десятки тысяч таких изделий наводнили помойки, а перед этим испортили настроение множеству рыболовов и водно-моторников, так как ломаются обычно на третьей рыбалке фото 12. Хороший насос должен выглядеть как на фото 13. Минимум пластмассы и максимум фанеры, сделано в России или Украине.
Второй хороший признак. Транец лодки отклонённый назад от вертикали (за корму), такая конструкция позволяет настраивать мотор(меняя его наклон). Транец вклеенный строго под 90 градусов к баллону не позволит ничего настроить, но в массовом производстве это удешевляет стоимость его установки копейки на три, а ведь при многотысячных тиражах немаленькая прибыль набегает… так что выбирая лодку у одного их крупнейших производителей с таковым “прямоделом”… откажитесь от покупки, даже видя перед глазами именитый бренд. Поможет вам зоркий глаз или треугольник из магазина канцтоваров, а как им пользоваться ? Учебник 5-го класса по геометрии вам в помощь.
Третья примета. Вёсла должны складываться пополам, так их удобнее упаковывать, а не просто отстёгиваться лопасти, чтоб вы не ломали голову – куда же засунуть длинные трубки.
Сливной клапан на транце. Он должен открывать изнутри лодки, а не снаружи, чтоб не совать руки в холодную воду. На плоскодонках он вообще не нужен.
Упаковка. Идеальная — из пвх ткани, но пока встречал такую только у фирмы “Братан”. Бывают две принципиально разные конструкции “распашонка с утяжками” и “мягкий чемодан” с молнией. Распашонка, мне лично кажется удобнее, а на второй конструкции обязательно должны быть два ползунка на каждой молнии.
P.S. На предпоследней странице нашего журнала, а также на сайте есть карта города с нанесёнными на неё магазинами рыболовно-лодочной тематики.
Всегда на стороне покупателей, Влад Багров.