«Кругосветное путешествие» по Финскому заливу
Путешествие закончено, и пришло время писать отчёт об этом неординарном событии. Во-первых, это была имитация вынужденного автономного плавания. Во-вторых, вводные условия изначально были немного жёсткими и по факту усложнились как погодными условиями, так и незначительной, но всё же поломкой мотора, а также отказом основного аккумулятора. Эти события внесли существенную корректировку в ежедневный алгоритм моих действий.
В чём суть проекта
Каждый раз, отправляясь на рыбалку, мы берём в лодку базовый набор необходимых вещей, который у каждого выверен годами. Но этот список сформирован без учёта непредвиденных ситуаций, таких как, например, отказ в работе мотора, внезапная смена направления ветра и его усиление. Одним словом, возникает ситуация, когда планировал выйти на 1-2 дня, а в результате получилось значительно больше. Эксперимент был рассчитан на 7 дней, поскольку их вполне достаточно, чтобы определить важность и нужность вещей, снастей и навыков в текущей ситуации. Готовность остаться на воде и на больший срок у меня была, но и недельного периода вполне достаточно, чтобы сделать выводы.
Маршрут
Он формировался стихийно, так как это была имитация непредвиденных обстоятельств. Изначально за основу было взято направление: я должен был следовать вдоль береговой линии южной части Финского залива. Началось плавание в Ломоносове, и далее – Большая Ижора, Лебяжье, Красная горка, Чёрная Лахта, мыс Серая Лошадь, Липово, Сосновый бор. Предполагалось идти в этом направлении и дальше, но по прогнозу погоды наметился шторм, а его лучше встречать в месте, где есть укрытие. И я ушёл с южного берега на северный. В результате шторм пережидал за Первомайским фортом, и произошло это по нескольким причинам. Попутный ветер дал мне существенную экономию в топливе, и само физическое расположение форта лучше походило для противостояния южному и юго-западному ветру. А также играла важную роль близость к «Горбатому мосту», чтобы, дождавшись безветрия, перейти в этот момент на другую сторону дамбы.
Главный «секрет» – политико-моральное состояние Человека и опыт
Не случайно именно с него я бы начал данный отчёт, так как без правильного отношения ко многим окружающим нас вещам и событиям не могло бы состояться данное путешествие, поскольку на первой же заминке пришлось бы досрочно прекратить намеченный путь или беспочвенно окунуться в никому не нужные переживания.
При возникновении трудностей алгоритм действий был следующим:
- Что я могу сделать, чтобы решить эту ситуацию.
- Какими путями я пойду, чтобы решить данный вопрос.
Собственно, ничего нового никому я здесь не открыл, но соблюдение данного алгоритма решения проблем и приводило к нахождению правильных ответов. И самое главное: следуя ему, я не впадал в панику, а именно она и сковывает мышление.
Далее я приведу список вещей, необходимость которых проверял в ходе путешествия, попутно комментируя, почему выбрал именно их. Также я дополню рассказ открытиями, которые сделал для себя– возможно, они будут интересны и вам.
Лодка и мотор
Выбор в пользу лодки «Альтаир НДНД 425» был сделан не случайно, так как по мере тестирования я отмечал для себя множество достоинств этого судна, а именно: просторный кокпит, отличную грузоподъёмность, большой диаметр баллонов и хорошие мореходные качества, такие как остойчивость на воде, устойчивость на курсе, мягкое прохождение волны, управляемость во время сильного ветра. Компания «Альтаир» выдала мне лодку из серийных образцов. И отличительной особенностью, которая выделяла её на фоне собратьев, явилась моя собственная конструкция носового тента и оснащение 8 полукольцами внутри кокпита.
Тент нестандартный, данная конструкция была изготовлена более 12 лет назад. Она необычна тем, что под тентом на баллонах размещаются гермоупаковки, тем самым разгружая кокпит. На тенте установлены светодиодные модули – ходовые огни зелёного и красного цвета. Также на нём предусмотрено крепление подсачка. Тент не имеет прозрачного стекла, которое, по моему субъективному мнению, является лишь переводом средств, а также снижает прочность и надёжность конструкции. И если сравнивать этот тент с серийными образцами, то надо отметить, что он не является внешне привлекательным, так как несёт исключительно функциональные нагрузки, эстетика здесь отошла на десятое место. За счёт широкой носовой части лодки и тент получился широким. Но мне это и нравится, поскольку под ним образовалось очень много места. А для надувной лодки это жирный плюс!
Там же, в носовой части, вдоль борта приклеены шесть полуколец, которые нужны для жёсткой фиксации разного рода грузов. У меня это был запас пресной воды, который составил 25 литров, и резервный бак с топливом – 12 литров.
Мотор – 4-тактный Mercury 6 л.с.(123 см³). Использовался экономичный режим – 4 км/ч. При такой скорости расход топлива составил примерно 0,1 л на 1 км пути. Почему примерно – потому что при попутном ветре носовой тент, имея большую площадь, работал как парус, и расход существенно падал. Всего за поездку ушло 18,75 л, а пройден был 241 км. При таком раскладе получается, что расход бензина составил 0,078 л на 1 км. Как видим, правильный выбор режима привёл к ощутимой экономии топлива. А если учесть, что под конец поездки я не особенно боролся за сбережение топлива, то становится понятно, что расход мог быть ещё ниже. Главный вывод, который я сделал из данной ситуации: если надо пройти максимальное количество километров, выбираем небольшие обороты; и чем они ниже, тем меньше расход топлива. У 4-тактного мотора этот показатель просто радует, а если бы я поставил винт на один шаг больше (винт с шагом 8), то экономия была бы ещё более ощутимой.
Отмечу, что 6-сильный мотор (винт с шагом 7) с загрузкой 200 кг на максимальных оборотах разгонял лодку до 15 км/ч. При благоприятных условиях скорость кратковременно увеличивалась до 17 км/ч, а это переходной режим. В данном режиме я практически не ходил, и если он использовался – то исключительно для маневров, когда надо было пройти фарватер и т. д.
Условия
По договорённости, у меня на борту было 25 л пресной воды, 36 л топлива, соль, 4 баллона с газом, фильтр для очистки воды, также действовал запрет на выход на берег (сушу). Все эти условия соблюдались неукоснительно, еда добывалась из воды, а рыбу я ловил исключительно на искусственные приманки.
Приманки
У меня была свобода выбора, и, зная, на какие приманки на Финском заливе хорошо клюёт рыба, я взял с собой следующий набор: воблеры Halco Sorserer 68, цвет R19, Rus 4 и Poltergeist 50, цвета R27 и R24.
На шнуре Sorserer 68 свободно преодолевает заглубление 4 м, отлично ловит все виды рыб. Poltergeist 50 XDD 8+ – уникальный воблер для «прочёсывания» больших глубин, он отлично ловит как окуня, так и судака. Лично мне нравится ловить на два цвета – R27 и R24: на большой глубине они хорошо воспринимаются рыбой. Также были периоды в течение открытой воды, когда хорошо работали R1 и R18.
Вечером, когда рыба поднимается ближе к поверхности, я использовал воблеры от компании Kutomi Ripple 130 мм, цвета F001 и F016. Они себя хорошо проявляют не один сезон, и в эту поездку я их взял в обязательном порядке.
Воблеры «Карелинские» (ручная работа), модель «Кормилец», цвет «голубая спина» – отлично работают в течение всего дня и по всему видовому составу рыб.
Конечно же, у меня были с собой и другие воблеры, но я отметил те, которые показали отличные результаты именно в этой поездке. Я на них рассчитывал – и не ошибся. А ошибаться мне было нельзя – я мог остаться без ужина.
Колебалки – как без них?! Более универсальных приманок я не знаю: ими можно ловить в заброс равномерной проводкой или провести с паузами – и получим джиговую (ступенчатую) проводку, а можно ловить в отвес. Поэтому в моей коробке заняли свои места блёсны от «Колебалка-Питер». Ловлю на них не первый год, работают они исправно, и, что радует, компания постоянно расширяет ассортимент и у них появляются очень интересные модели.
Для ловли джигом, а я рассчитывал, что 80 % времени посвящу именно ему, была подобрана «резина» – силиконовые приманки. Раньше я больше уделял внимание джиговой ловле, но, так как в последнее время мои рыбалки проходили на крупных водоёмах, у меня преобладал троллинг. К тому же наша компания практикует именно его. Но для данной поездки я взял больше именно джиговых снастей, поскольку считаю этот способ более уловистым. Если ловить на одну приманку, то он и весьма эффективен, так как позволяет «прочесать» большую площадь и имеет более широкий диапазон по анимации. Среди моих приманок хочу отметить LureMax Esmeralda 4” Lime pepper, Lure Max Lombriza 4” Deep Purple, Ebusi 2,5” Deep Purple, Slim Shad 3” Deep Purple. Если вы обратили внимание, то по цвету это классика, но у меня пошёл явный перекос в сторону Deep Purple, или, как его еще называют, «чернила». Год на год не приходится, но он работает в определённый период лучше всего, поэтому я набрал приманок данного оттенка.
Снасти
Спиннинги я также брал из расчёта, что буду ловить джигом, но с возможностью их использовать на дорожку. Приобрёл себе из новой джиговой серии у Maximus Gravity и Zircon. Обе палочки «заточены» под джиг. Gravity MJSSG24M в росте 2,4, тест 7-35 гр, и Zircon MJSSZI24MH длиной 2,4, тест 17-45 – эти спиннинги перекрыли нужный мне диапазон. Если дилище Gravity на 100 % соответствует концепции соотношения цены и качества, то Zircon, имея умеренную стоимость, выдаёт очень хорошие показатели по чуйке, и вообще, он просто порадовал своими характеристиками. Брал я его для большого течения, чтобы перекрыть верхний диапазон до 50 гр, а в результате он прочно занял своё место для использования в линейке приманок от 20 гр. С удилищем Gravity его не стоит сравнивать, так как за большую цену получаем и более изящную снасть. К тому же, когда я ловил спиннингом Gravity троллингом, влетел в не обозначенную буйками сеть, и это произошло при сильном ветре. Пока я освобождал воблер, лодку стало сносить по ветру, и в какой-то момент спиннинг согнулся так, что образовался отрицательный угол. Я подумал, что поломка неизбежна. Это произошло так быстро и неожиданно, что предвидеть эту ситуацию я не мог. Но всё обошлось, а вот уважением к бланку я проникся и был немало удивлён его возможностями. Главное – с чуйкой у этого бланка всё хорошо. На рыбалке получаешь от ловли на него очень большое удовольствие.
Катушки
Весной на выставке мне приглянулась катушка от компании WFT – Ryobi Zauber Pro2000. Это прошедшая глубокий рестайлинг «старая добрая» катушка Ryobi Zauber 2000.
Модель оснащена 9-ью «шариками» и «роликом». Катушка и шпуля сделаны из алюминия, но главное – доработана ручка: теперь она вкручивается, что ликвидирует люфт в этом узле. Моя логика была проста: если старая модель Ryobi Zauber надёжная, как автомат Калашникова, то все улучшения только пошли на пользу новой модели и усилили традиционные черты, свойственные продукции этой компании, а это отличная намотка лески, ровная работа ротора, влагозащищённая система фрикциона, который, кстати, можно настроить очень деликатно. Новой катушке присвоена приставка PRO, и я с этим согласился – надёжный агрегат. И есть ещё один важный плюс: к ней подходят шпули от старой модели Zauber, причём как от 1000, так и от 2000 модели.
Вторая катушка от компании Black Side – Talon BST 3000 FD – была приобретена исключительно по рекомендации трёх моих товарищей, которые в один голос меня убеждали, что это «рабочая лошадка» и лучшее соотношение цены и качества трудно найти. Главным аргументом было то, что это изделие создано на очень хорошем китайском заводе, где собираются именитые бренды. Так это или нет, я проверять не собирался – меня в этой катушке всё устроило на 100%, никаких нареканий: ровная намотка шнура, мягкий ход, безупречная работа фрикциона, есть запасная шпуля. И ещё один весомый аргумент – в описании указано: «Силовая зубчатая передача – «сталь по бронзе». Есть в этой катушке благородные «корни»!
Шнур
У меня с собой было два шнура. Один – от компании WFT, в очень яркой упаковке, на которой значится, что этот 8-жильный шнур диаметром 0,12 мм держит нагрузку 15 кг. Сделан он из плотно сплетённых японских волокон HMPE (High Modulus PE) DYNEEMA. Имеет круглый диаметр, высокую устойчивость к абразивным нагрузкам, хорошие показатели на разрыв и высокую прочность на узле. Для подобного диаметра 15 кг – очень хороший показатель. После недели ловли следов износа на шнуре я не увидел. Используя узел Palomar, нагрузку он держит просто великолепно.
Второй шнур от компании Power Phantom – Synapse. Он сделан специально для джига. А главное – это его цена! Если учесть, что шнур – материал расходный, то на его стоимость смотришь уже более внимательно. Диаметр шнура 0,14 мм, а разрывная нагрузка 10 кг. Но у него есть ещё одно замечательное качество: каждые 10 м шнура окрашены в разные цвета. Лично мне это очень нравится, так как данная особенность пригодилась при ловле троллингом. А когда я ловил в заброс, у меня не возникали иллюзии по определению дальности: в среднем груз весом 24-28 гр я забрасывал на 40 м, что для ловли с лодки меня вполне устраивало. Этот шнур 4-жильный, а благодаря волокнам Synapse, по заверению производителя, он имеет особую сверхчувствительность. Я привязывал его к застёжке узлом Palomar. И никаких проблем не возникало – только положительные эмоции.
Эхолот и батарея
Эхолот у меня Garmin Echo 551dv – «товарищ» весьма прожорливый. Он имеет хороший аппетит: потребляет около 1 А в час. Поэтому я взял 100-амперный аккумулятор. Но как же я был обескуражен, когда эхолот в первый вечер просигналил надписью на экране: «Низкий заряд батареи»! А ведь я его перед этой поездкой зарядил! Абсолютно новый аккумулятор пролежал на полке 3 года – и вышел из строя. Денег он стоил немалых, но самое главное – я остался без источника энергии. А ведь на него ложилась ответственная роль в этой поездке – обеспечивать электроэнергией всех потребителей. У меня был резервный аккумулятор на 18 А, но для «прожорливого» эхолота это пара дней работы. Мне надо ещё и смартфон подзаряжать, а у последнего емкость батареи 4 А. Power Bank с солнечной батареей – как выяснилось, для моей ситуации штука не очень подходящая, особенно когда солнце прикрыто тучами. Оставаться без эхолота мне не впервой. Но я сделал вывод, что каждый раз независимо от ситуации необходимо возить с собой резервный эхолот «Практик 6Pro2» с питанием одной пальчиковой батарейкой АА, а у меня их было 20 штук – приобрёл для навигатора. И это ещё не всё: у меня с собой был ещё один эхолот – «Практик 7 Wi-Fi». Я взял его с намерением освоить любопытную «фенечку» – работу с картами! Это абсолютно новая для меня тема, но в данной поездке заняться этим мне было не суждено и я просто им пользовался как обычным эхолотом, но в «фоновом» режиме, когда мне была нужна только информация о глубине. Других приборов, равных «Практик 6Pro2», я не вижу: он экономичный, надёжный и точный до сантиметра. В очередной раз проблема была «разрулена» очень простым способом. А также я решил, что по возвращении поставлю генераторную катушку на мотор, чтобы снимать с него 12 вольт, и, может быть, приобрету серьёзное зарядное устройство, работающее от солнечной батареи, но данный вопрос надо тщательно изучить.
Безопасность
В эту поездку я взял с собой два спасательных жилета. Один – «подкова»: он автоматически надувается при падении в воду. Второй – привычный для глаз инспекторов ГИМС – оранжевого цвета, у меня этот жилет от компании «Шторм». В тёплое время я был экипирован в «подкову», а когда вечером поддувал холодный ветер, надевал тёплый жилет. И ни разу не пожалел о том, что взял оба так как ночью мне тёплый жилет служил ещё и подушкой. При встрече с инспектором за пределами дамбы лучшим аргументом в общении на предмет оснащения судна спасательными средствами служит классический спасательный жилет. Впрочем, в Европе и Америке на всех сотрудниках спецслужб и рыбаках надеты «подковы»-автоматы.
Компания «Альтаир» перед отъездом вручила мне набор, включающий в себя аптечку, три фальшфейера, сигнальные патроны, свисток с компасом и аналог конца Александрова. Для тех, кто не в курсе: конец Александрова, по законодательству, на небольших судах приравнивается к спасательному кругу. На своём борту я имею пару таких концов и могу отметить, что обзавёлся ими в прошлом году после того, как принял участие в спасении трёх утопающих. Такой набор со штатным ремкомплектом, в который входит клей, ткань ПВХ и ключ для клапана, очень важен и нужен на борту любого надувного судна.
Гермобаулы и гермомешки
На моём борту было без малого шесть гермоупаковок и ещё одна сумка, она негерметичная, но дождь держит. Без гермоупаковки на воде никак! Приведу один пример. Мой знакомый отправился на рыбалку с товарищем на ФЗ. После сбора лодки всё было разложено по своим штатным местам, а надо сказать, что на описываемом судне с этим строго. Но в спешке небольшой гермобаул с документами и ключами от машины, паспортом, кредитками и т. д. положили на борт и не пристегнули к лееру лодки. И в какой-то момент этот «бесценный» для владельца груз свалился в воду. Спохватился хозяин быстро. По треку в навигаторе с учётом сноса по ветру и течения отправились на поиски. И потеря была найдена. Гермомешок был ярко-жёлтого цвета, от петербургской компании Stream. Если бы участники того экипажа знали «благодарственный» расчетный счёт этой компании, то непременно отправили бы туда свой посильный взнос в знак признательности. А для нас с вами это урок! Надёжная гермоупаковка – это залог не только сухих вещей, продуктов, но и плавучие блоки безопасности! Не забывайте об этом! Гермоупаковки должны быть разного размера и с разной системой загрузки. Классический вариант: гермомешок, имеющий загрузку с торца, и сумка-гермобаул, которая загружается сбоку, то есть у нее горизонтальная загрузка, что для меня и моих друзей чрезвычайно удобно. Через широкую горловину открывается очень хороший обзор всех вещей, и нет необходимости всё «вытряхивать», чтобы достать нужный предмет.
Что касается рыбалки, сейчас разрабатывается специальная сумка для рыбы, которая выполняет ещё две функции: является перегородкой в носовой части лодки и герморбаулом. Фото выкладывать рано, но идея для любознательных натур и так понятна. Как только такая сумка займёт своё место в лодке, обязательно расскажу вам об этой удобной вещи, а тонкостей там много…
Подготовка ко сну
Кто практикует ловлю судака, неоднократно сталкивался с ситуацией, когда надо вздремнуть пару часиков, когда сильно клонит в сон. Но за эти два-три часа организм не высыпается и силы не восстанавливает. Поэтому для сна протяженностью 8 часов спальное место надо подготавливать основательно. А самое главное в этом вопросе, оказалось, найти такое место, чтобы встать на якорь, не мешая другим водномоторникам, и в случае усиления или смены направления ветра лодку не понесло в море, где кроме ветра еще есть течение. И постановка лодки на якорь была сопряжена еще с одной задачей — определиться, как волна будет биться в корпус судна. Поверьте, задача, как выяснилось, была не простой. Даже небольшая волна 10-15 см, бьет в надувной борт, который в этот момент больше напоминает барабан. И если лодку не развернуть к волне носом или кормой, то через 10-15 минут, вскакиваешь и начинаешь переставлять лодку.
Так же приходилось подготавливать кокпит для спального места. И пришлось не просто убирать, а находить рациональные решения, а их как выяснилось, было много. Каждая ночь у меня не была похожа на предыдущую. Самонадувающийся коврик был приобретен от компании Tramp, в надутом состоянии его толщина составляла 9 см, сверху материал имеет фактуру исскуственной замши, а снизу пупырышки для противоскольжения и этот девайс оказался очень правильным выбором, т.к. на третий день у меня начала болеть спина. Мягкий и теплый ковер помогал мне бороться с болью. Забегая вперед, сообщу, что на седьмой день боль меня оставила в покое, но я совсем не ожидал, что в этой поездке ночью буду просыпаться от достаточно сильной боли. У меня есть еще два самонадувающихся коврика одной очень именитой фирмы, но их толщина 4 см, и я считаю, что для многодневных экспедиций, где нет ограничения по весу и объему ковра, толщина 9 см существенно улучшает отдых для тела. А с болью в спине боролся растяжками и расслаблением мышц спины, которые в просторном кокпите лодки мне удавалось делать без особых проблем. С таким явлением я ранее не сталкивался и не проводил малоподвижный образ жизни в трехквадратных метрах.
Наклеенные два полукольца на баллоне для удержания прямоугольного ведра, помогали крепить боком бензобак, чтобы сверху лодки можно было натянуть тент. Этот момент напрямую связан с подготовкой ко сну, чтобы все было зафиксировано – было к чему и чем крепить. Стяжных ремней у меня было с десяток, и я ими пользовался ежедневно.
В целом спать в лодке можно и привыкаешь к спартанским условиям быстро. У меня было припасено две подушки, одна надувная, другая сделанная саморучно из синтепона. Самодельная подушка была убрана, т.к. провела зиму в гараже, и видимо от влажности «зацвела», я обратил внимание, что после посещения Северной Карелии, все вещи надо тщательно стирать и сушить, иначе могут происходить вот такие сюрпризы. Надувная подушка вкупе со спасательным жилетом меня вполне устроили и дискомфорта я не испытал.
Андрей Спирин