Тест. «Викинги 330» и 5-сильный мотор
Моторы мощностью 5 л.с. весьма популярны у рыбаков. Обладая малым весом в 21-28 кг, они легко носимы, потребляют мало топлива, но при этом способны выводить в режим глиссирования практически любой разумный вес шкипера-одиночки.
Наиболее подходящими для этого мотора будут наши лодки лайт-класса серии «Викинг», обладающие малым весом и простотой сборки/разборки, отлично себя зарекомендовавшие на малых и средних водоёмах с небольшим волнением.
Есть такая формула, достаточно усреднённая и перекочевавшая с жёстких корпусов на надувные лодки: для гарантированного выхода в режим чистого глиссирования необходимо обеспечить мощность мотора в 1 л.с. на 30 кг общей массы лодки, которая включает в себя вес самой лодки, вес мотора и топлива, вес шкипера и экипажа, а также вес снаряжения. То есть 5-сильный мотор гарантированно выведет в режим глиссирования 150 кг общей массы.
Это теория. На практике для плоскодонных и малокилеватых лодок этот показатель может быть и выше. Вопрос в том, насколько. Попытаемся в этом разобраться.
Любая глиссирующая лодка может иметь три режима плавания: водоизмещающий, когда на неё действует только выталкивающая сила; переходный, когда за счёт роста скорости к выталкивающей силе добавляется сила поддержания; и режим чистого глиссирования, когда скорость настолько выросла, что работает практически только сила поддержания. Если с первым и последним режимами всё просто, то с переходным ситуация гораздо интереснее. Есть такое понятие — пик или горб сопротивления. Наши многочисленные тесты показали, что он приходится на скорость около 18 км/ч. То есть если скорость лодки перевалила через этот рубеж, она начинает скользить по воде. Это ещё не чистое глиссирование, но всё же режим плавания начинает приближаться к этому режиму, расход топлива уменьшается, а скорость растёт.
Теперь к тесту. Мы взяли три серийных лодки: «Викинг 330 LS», «Викинг 330 Н» и «Викинг 330 Н» с некоторыми доработками. Мотор — хорошо поживший «Судзуки 5» 4 т. Винт далеко не первой свежести, забоины присутствуют. Загрузка в лодке: два человека общим весом 158 кг, что составляет примерно 46 кг/л.с.
Узкий, с шириной кокпита 70 см и с баллоном диаметром 43 см «Викинг 330 LS» разогнался до 16,9 км/ч и не перевалил пик сопротивления.
«Викинг 330 Н» разогнался уже до 20,4 км/ч. Хотя пик сопротивления и был пройден, лодка в поворотах сваливалась со скольжения. Уменьшив загрузку до 143 кг, получили скорость в 22,1 км/ч и вполне нормальное, без сваливания, прохождение поворотов. О чём это говорит? Увеличив ширину кокпита на 5 см, мы увеличили площадь глиссирующей поверхности и, следовательно, подъёмную силу. За счёт увеличения диаметра баллона также добавилась подъёмная сила. А это значит, что «Викинг 330 Н» под 5-сильным мотором способен выводить в режим глиссирования больший вес по сравнению с лодками других производителей. Следовательно, в лодку можно взять больше снаряжения или лёгкого пассажира и при этом вернуться с уловом в режиме глиссирования или скольжения. Есть и другой немаловажный момент: на одной заправке появляется возможность пройти большее расстояние, а это шанс на лучший улов.
Модернизированный «Викинг 330 Н» с загрузкой в 158 кг показал скорость 21,2 км/ч, лодка в поворотах не сваливалась со скольжения, что само по себе с такой загрузкой уже отличный показатель, превышающий в полтора раза стандартный расчёт 30 кг/л.с. Скорость по сравнению с «Викингом 330 LS» возросла на 25 % при этой загрузке. Хочу отметить ещё один положительный факт: время выхода в режим глиссирования со шкипером весом 75 кг сократилось на 80 %: с 7,8 сек. на стандартном «Викинге 330 Н» до 4,3 сек. на модернизированном. По результатам испытаний принято решение внедрить в ближайшее время данную доработку в конструкцию всех «Викингов» серии Н.
В качестве анонса! Завершаются ходовые испытания новинки «Антей 380» с НДНД. Лодка имеет баллон 52 см, ширину кокпита 85 см, транец «крыло чайки» и глубокий кокпит. Начало продаж — декабрь 2017.