О выборе лодок из ПВХ
С каждым годом всё большее число людей приходит в рыбалку. Кто-то начинает с береговой ловли, но постепенно, глядя вокруг и на результаты тех, кто имеет собственное плавсредство, погружается в раздумья о необходимости приобретения своего судна. Значительная часть таких начинающих рыбаков в первую очередь обращает внимание на лодки надувные. И действительно, это самое демократичное водное транспортное средство. Относительно доступная цена, удобство хранения и транспортировки. Почему бы не обзавестись?
В настоящее время ПВХ-флот составляет подавляющее большинство маломерных лодок в нашей стране, и их процентное содержание в общем количестве зарегистрированных судов неуклонно растёт. Что же позволило «пневматике» завоевать такое доверие у отечественных рыбаков? А лодкам получить такое широкое аспространение от Калининграда до Владивостока?
Все достоинства этой категории судов в первую очередь определяются физико-химическими качествами исходного материала — ПОЛИВИНИЛХЛОРИДА.
Он относительно прочен, совершенно спокойно переносит не только солёную и пресную воду, но и многие более активные растворители, включая бензин. Не боится ультрафиолета и не подвержен гниению. Вот те основные качества, вкупе с талантом конструкторов — разработчиков и технологов, которые позволили создать новый класс судов. Они лёгкие, долговечные, требуют минимального ухода. Очень демонтопригодные, никаких специальных навыков для этого не требуется. Надо лишь внимательно прочитать инструкцию пользователя и точно по пунктам выполнить все рекомендации.
Лодки из ПВХ достаточно легко не только хранить, но и транспортировать. Нет необходимости ни в специальной машине, ни в прицепе. При бережном и аккуратном обращении они нормально выдерживают многолетнюю эксплуатацию даже в довольно суровых условиях севера, вне зависимости от интенсивности и характера водоёмов.
Благодаря тому, что конструкция лодок в целом эластичная, то есть небольшие деформации корпуса сопровождаются лишь упругой деформацией, эти лодки «прощают» некоторые ошибки начинающих шкиперов — в большинстве случаев на корпусе не остаётся даже следов повреждений. Словом, лодки из ПВХ во многом уже не имеют конкурентов в сопоставимых размерах с жёсткими корпусами. Вместе с этим нужно отметить и некоторые изменения в Законодательной базе, которые непосредственно коснулись в первую очередь небольших лодок из ПВХ.
Однако более конкретно об этих изменениях речь пойдёт далее. Если вы уже твёрдо решили стать судовладельцем, то для оптимального выбора плавсредства из ПВХ вам для себя надо ответить на ряд вопросов, которые тесно связаны между собой. В такой увязке мы и постараемся ниже привести ответы.
Итак, вопрос № 1. Он самый общий и, естественно, самый ёмкий.
КАКИЕ ЗАДАЧИ ВЫ ПЛАНИРУЕТЕ РЕШАТЬ ПРИ ПОМОЩИ ЛОДКИ?
Какие варианты ответов можно предусмотреть заранее?
— Я хочу в одиночку ездить на рыбалку по маленьким рекам и озёрам, пользуясь только общественным транспортом.
Для решения этого круга задач подойдут совсем маленькие одноместные корпуса с минимальным диаметром баллона. Длина таких лодок может начинаться примерно от 1600 мм. Но брать лодку минимальной длины, исходя из минимальных транспортировочных размеров, не стоит. Чем меньше длина лодки, тем меньший у неё внутренний обитаемый размер кокпита. И, что самое неприятное, тем не удобнее в ней будет сидеть в плавании и тем сложнее будет она управляться, особенно на ветру и на волне. Даже на небольшой. Конструкция этих лодок предусматривает их использование исключительно в гребном варианте.
Общий вид этих лодок в плане (при взгляде сверху) напоминает букву «О», поэтому о них говорят: лодки с О_образным баллоном (или с замкнутым баллоном). По внешнему виду они могут несколько отличаться друг от друга, но отличия не принципиальны. Они касаются кроя баллона и формы швов. В соответствии с требованиями безопасности, современные Международные Стандарты обязывают производителей создавать подобные баллоны разделенными на две независимые, герметичные части (секции). Граница между этими секциями проходит примерно по линии установки уключин — поперёк лодки. Такая конструкция позволяет лодке остаться на плаву и сохранять ход в случае повреждения одной из независимых секций баллона. Лодка в сдутом состоянии очень компактна и вместе со всем оснащением легко помещается в рюкзак. У некоторых производителей в качестве транспортировочного приспособления штатно предназначена сумка. Но представляется, что этот вариант переноски лодки несколько снижает в целом мобильность рыбака — её обладателя.
Значительно более перспективно смотрится сумка-рюкзак. Вес такого комплекта может находиться в пределах 8_15 кг. То есть вполне подъёмно и по силам человеку среднего телосложения за плечами перемещать его на довольно большие расстояния. Конструкция таких лодок очень проста. Она состоит лишь из баллона и приклеенной днищевой ткани.
Банки в ней могут быть не предусмотрены. Посадочное место для гребца — это небольшой надувной пуфик, который располагается прямо на дне. Возможно, что дно будет усилено. Для этого применяются одна или две рейки настила, изготовленные из водостойкой ламинированной фанеры толщиной 6_9 мм. На такие рейки возможно даже вставать, если есть желание половить спиннингом взаброс.
Как вариант лодка может комплектоваться вставным надувным вкладывающимся днищем (типа матраца). Некоторые производители днище дают только как опцию. Данный тип лодок не требует регистрации, если они эксплуатируются вдали от границ и особо охраняемых объектов, не надо посещать курсы и сдавать на права. Достаточно просто не «терять голову».
Если немного усложнить задачу и представить её так:
— Хочу в одиночку или вдвоём ездить на рыбалки. Возможны выезды с семьей на берег водоёма, где можно покатать семью на лодке. Буду использовать личный транспорт для этих целей.
Под эти задачи следует искать лодку уже максимальных размеров в своём классе. Это может быть корпус и с О-образными обводами, о которых уже говорилось выше, но длиной и шириной поболее. Такие лодки могут уже иметь длину, начиная от 2300_2400 мм. Однако я бы рекомендовал размеры 3000 мм и более…
Как говорит народная мудрость, «На воде много лодки не бывает».
Вес лодок этой категории редко превышает 24_25 кг. Обычно он меньше, что даже для одного человека вполне подъёмно с точки зрения как погрузки / выгрузки в машину, так и выгрузки и подготовки к плаванию. Эти лодки уже и баллон имеют большего диаметра, что позволяет их использовать не только по маленьким речкам и озёрам, но и для «взрослого» плавания в прибрежной зоне больших и открытых всем ветрам акваторий. Но, разумеется, с соблюдением мер предосторожности. Посадочные места для шкипера и пассажиров в этой лодке могут располагаться и на днище, и на специальных банках, которые закреплены на баллоне. Способы крепления их могут быть различны — подвижны или фиксированы. Кроме того, может быть в комплекте и надувной вкладыш. Форма баллона у этой категории лодок также может заметно отличаться. Корпуса, изготовленные как гребные, несколько заострены (насколько этот термин применим к надувным лодкам) с двух сторон.
В судостроении этот термин звучит как «корпус вельботного типа». Такой вид баллона при гребле оказывает минимальное сопротивление и позволяет поддерживать относительно большую среднюю скорость. Вместе с этим он не заливается встречной волной, хотя и имеет самую большую парусность. Такие корпуса предназначены для использования только (!) в гребном варианте.
Однако в ряде конструкций разработчики предусмотрели возможность установки небольшого мотора на навесном транце специальной конструкции.
Владимир Соколов