Касатка. Нет предела совершенству
Большинству водномоторников давно известна весьма популярная серия надувных лодок Касатка производства компании Посейдон, запущенная в производство в конце 2009 года. Лодки данной серии получили от пользователей отличные отзывы благодаря великолепным ходовым характеристикам, продуманной эргономике, яркому дизайну и высочайшему качеству исполнения. Казалось бы можно остановиться на достигнутом, но если не идти вперед, значит тащиться в хвосте у других производителей. Россия – страна надувных лодок и все производители совершенствуют свои модели. Компания Посейдон и здесь занимает лидирующие позиции на рынке. По этой причине и серия Касатка претерпела ряд усовершенствований за годы производства направленные на улучшение потребительских качеств и технологичности производства. Хочу рассказать о последнем рестайлинге Касатки 385.
Как хорошо известно, всем пользователем коротких, до 400-420 длины, надувных лодок, волна – главная причина ухудшения комфортности хода. Увеличение килеватости в миделе хотя и позволяет решить эту проблему, но только отчасти. Как известно, любое надутое тело принимает форму окружности и с увеличением диаметра кильсона, последний не столько режет волну, сколько давит. Разработка и применение кильсонов сложной, многотрубной формы результата практически не принесли, конструкция получается довольно сложная, не технологичная, дорогая, и, что самое главное – менее надежная. Решение найдено довольно давно в жестких корпусах – конструкция днища – моногедрон, с постоянной килеватостью от миделя до транца в пределах 10-17 градусов. Умеренная килеватость днища позволяет получить достаточно высокое гидродинамическое качество при приемлемых перегрузках на волнении. Единственная проблема при конструировании надувной лодки с таким типом днища – разработка технологичного в массовом производстве днища. Кильсон должен иметь окончание, позволяющие применить транец с требуемой килеватостью и избежать «провала днища» у транца, что оказывает отрицательное влияние на выход в режим глиссирования и ходовые характеристики.
Экспериментальная модель такой лодки была разработана и успешно испытана еще в конце 2012 года. Испытания показали правильность примененных решений. Лодка отлично держала злую короткую Невскую волну и была рекомендована к полномасштабным ходовым испытаниям.
Весь сезон 2013 года лодка испытывалась в озерно-речной системе Вуоксы. Водоем выбран далеко не случайно – хорошо известно, что наибольшую «неприятность» для комфорта хода представляет короткая речная или озерная полуметровая волна. Испытания прошли успешно, и данная модель была рекомендована к серийному производству с небольшими доработками. Предcерийный образец был испытан 11 января этого года и Касатка 385 marine рекомендована для серийного выпуска. Первые образцы появятся уже весной.
Что же можно ожидать от серии Marine?
Все ту же, Касаточную великолепную управляемость и курсовую устойчивость, практически полное отсутствие забрызгивания, и отличный мягкий ход по волне. Скорость, да максимальная скорость на 3-4км/ч ниже выпускаемой сейчас 385, что обусловлено повышенной килеватостью. Размеры баллона и кокпита – как у стандартной Касатки. Для тех же, кто во главу угла ставит скорость, разработана и так же успешно прошла ходовые испытания Касатка 385 Sport. Серия Sport получила слегка, на 5см, зауженный кокпит при сохранении всех прочих характеристик. Это позволило уменьшить смоченную поверхность и увеличить максимальную скорость, вплотную приблизившись к скоростным показателям 365 Касатки. Несколько улучшились характеристики выхода в режим глиссирования из-за лучшего соотношения длинны к ширине по сравнению с выпускаемой в настоящее время 385 Касаткой.
Замеры скоростных характеристик Касатки 385 marine и Касатки 385 sport представлены в таблицах.
Касатка 385 Sport, мотор – Меркури 25 СП
Полезная загрузка | скорость |
85кг | 55,3 |
220 | 49,4 |
275 | 48,3 |
355 | 44,7 |
445 | 43.0 |
Касатка 385 Marine, мотор – Меркури 25 СП
Полезная загрузка | скорость |
170 | 45,3 |
260 | 42,1 |
360 | 40,0 |
450 | 37,5 |
PS. Испытания проходили при температуре -5 градусов.
Александр Кулагин.