Зимнее блеснение окуня
Рассказывать о зимнем блеснении можно бесконечно. Наверное, если сделать полный обзор по этой теме, то можно создать целую многотомную энциклопедию. В этом коротком эссе я постараюсь вкратце рассказать о таком небольшом разделе ИГРЫ блесной, как пауза между взмахами. Почему именно о паузе? Потому что это самое понятное действие.
Как может выглядеть «слон»
Объяснять игру блесны, рассказывать о том, как махать ею – дело совершенно субъективное. Помните притчу о слепых мудрецах, ощупывающих слона? Один мудрец, потрогав ногу животного, уверенно сообщил, что слон похож на толстое дерево. Другой, ощупав бок, опознал в нём широкую шершавую стену. А третий, схватившись за хобот, завопил: «Змея! Змея!!!»
Поэтому сейчас мы не будем рассматривать всего «слона». А сосредоточимся на самой понятной его части. Ведь паузу легче всего просчитать со стороны. Мы не видим, что делает блесна под водой после каждого взмаха блеснильщика. Изменилась, причём совершенно незаметно со стороны, динамика взмаха у рыболова – и всё: блесна стала играть совершенно по-другому. Поэтому-то зачастую и не получается скопировать «правильную» игру счастливчика, даже если блёсны одинаковы. А вот пауза (время между взмахами) видна со стороны превосходно. Если, конечно, обращать на это внимание…
Характеристики паузы. Длинная пауза
Итак, начнём с того, что можно назвать короткой, а что – длинной паузой. Так вот, на мой субъективный взгляд, короткой можно именовать паузу, величиной менее 1–1,5 секунд. Длинная же пауза, по моему мнению, превышает 3,5–4 секунды. В рыболовных отчётах частенько встречается пауза длиной 5, 10 и даже более секунд. Кто-то вообще любит ловить чуть ли не на неподвижную блесну.
Но в моей практике длинная пауза никогда не приносила решающего результата. Такого, чтобы окуни начинали вешаться на крючок блесны один за другим. Да, можно было добить какую-то рыбу нестандартным поведением приманки. Но чтобы это было решающим фактором успеха – никогда.
То есть, по моему мнению, длинную паузу можно рассматривать как разнообразие игры при ловле «привередливой и сложной рыбы, когда каждая поимка может иметь существенное значение. А вот для «раздачи» окуня применять её бессмысленно.
При этом надо понимать, что на длинной паузе блесна должна продолжать движение под водой. То есть не застывать почти неподвижно под лункой, вернувшись к вертикали. В этом случае окунь, даже если отваживается на атаку, делает это крайне неуверенно. Обычно (не всегда) в этом случае рыболов ощущает резкий холостой тычок по приманке. И очень часто рыба после этого может потерять интерес к невкусному и неинтересному объекту.
Здесь есть небольшой секрет. Лично я на относительно длинной паузе до 3–3,5 секунд продолжаю медленно опускать блесну вниз. Достаточно медленно – не более 5 см в секунду. Некоторые рыболовы, напротив, на длинной паузе медленно поднимают приманку. Но суть всё равно в том, что блесна, даже если и начинает останавливаться после отклонения в сторону, всё равно продолжает движение, пусть теперь и не в горизонтали, а по вертикали.
Кто-то скажет, что на длинной паузе можно пошевеливать приманку или даже встряхивать. Да, нужно и часто очень полезно. Только, скорее всего, в этом случае речь идёт о взмахе, только очень коротком. То есть пауза непосредственно в момент такого встряхивания формально уже закончилась. И это уже совсем другая история…. Не о паузе.
Стоит ли шевелить?
Ну а шевелить блесну во время паузы или играть ею как мормышкой я обычно не рекомендую. Хотя кто-то из бывалых рыболовов наверняка сейчас расскажет, как благодаря подобному приёму смог раззадорить стаю голодных трофейных горбачей. У меня же в памяти всякий раз всплывает начало моей спортивной практики, когда я считал мормышечную тряску во время паузы (а я тогда ещё ловил с кивком) залогом будущего успеха. Как только я так считать перестал, мои результаты резко пошли в гору.
Понятно, что величина паузы может зависеть от амплитуды взмаха. В теории, чем выше мы махнём удильником, тем дальше в сторону улетит блесна. И тем дольше она будет возвращаться к вертикали. Соответственно, у нас появится возможность существенно удлинить паузу.
Поэтому при сбросе приманки от самой лунки, когда в первые секунды падения блесна успевает уйти дальше всего от вертикали, пауза может быть наибольшей.
Короткая пауза
А вот короткая пауза, на мой взгляд, значительно более перспективна по сравнению с длинной. И с её использованием у меня гораздо больше интересных историй. Переход на «безостановочный тряс» не случайно приводил к поимке рыбёшек, которые никак не могут успеть схватить быстро ускользающую приманку. И чаще в голову приходят ассоциации с настоящим раздразниванием собравшихся окунёвых стай, когда рыба начинала буквально накидываться на блесну как сумасшедшая.
Началось это всё на Ладоге, когда мы с напарником (Сашей Комбинатором) ещё только осваивали подлёдную ловлю на этом озере. И как-то у нас совершенно не клевало. А вот местный мужичок ловил рыбу буквально в каждой лунке. Мы подошли к нему и стали выяснять размер, марку и цвет балансира, на который он ловил. Поставили точно такие же приманки – но результат был тот же. В конце концов, мужичок раскрыл «секрет»: «Ребята, я сейчас всё равно ухожу с этого места… Трясите балансом почаще, это окуня хорошо раззадоривает».
Мы начали трясти балансиром как сумасшедшие, вообще без пауз: балансир только успевал отыграть, как тут же приходилось подбрасывать его вверх. И – о ЧУДО – у нас также начались поклёвки прекрасных горбачей практически в каждой лунке!
Правда, на такой игре рыба больше подбагривалась, не успевая за мечущимся тройником. Но зато после этих «задевов» за рыбу стоило чуть увеличить паузу – и поклёвки становились увереннее.
Именно так и подбирается правильная величина паузы в процессе ловли: Если рыба подбагривается (или клюёт непосредственно в момент взмаха), то следует чуть увеличить паузу. Не кардинально, а буквально чуть-чуть. Если же поклёвки постоянно следуют существенно раньше начала очередного взмаха (например практически сразу после отыгрыша), то стоит паузу уменьшить…
А если нет поклёвок?
Правда, в ситуации, когда паузу нужно поменять кардинально, такие тонкие настройки могут и не помочь. Ведь поклёвок, по которым настраиваешь темп, вообще может не быть. И в таком случае иногда надо переключить «коробку передач сразу на несколько скоростей».
Так было на чемпионате России в Угличе в 2015 году: в какой-то момент я заметил, что успешные спортсмены из других команд трясут блёснами почти без пауз, тогда как наша команда предпочитала стандартные паузы между взмахами – порядка 2 секунд. Переход на основную паузу в «менее секунды» помог тогда уверенно выиграть этот самый значимый блеснильный турнир как нашей питерской команде, так и мне в личном зачёте…
Сергей Усов