Ходовой тент на лодку ПВХ
На рынке представлено большое количество интересных конструктивных решений, и многие из них – просто шедевры по исполнению. А вот как может быть применён тент на лодке –для многих новичков-водномоторников эта информация остаётся на уровне личных фантазий, не подкреплённых практикой.
Так как все действия происходят на воде, а шутки с ней не приветствуются, в данной статье мы постараемся определить критерии подбора тента под конкретные нужды.
Что хотим получить от тента
При формулировании задачи, как будет использоваться тент, надо выделить три основных аспекта или вопроса:
- время его установки и снятия;
- при каком ветре или при каких погодных условиях возможна его эксплуатация;
- какие функции, кроме защиты от природной стихии, несёт установленный тент.
При осмыслении ответов на эти вопросы, возможно, у вас возникнет много интересных мыслей. И это закономерно. А с практическим применением добавятся не только мысли, но и реальные конструктивные доработки под ваши индивидуальные нужды. Но это будет позже, а на первом этапе надо определиться с конструкцией.
Носовой тент
Серийных конструкций много, отличаются они, на первый взгляд, незначительно, но при более детальном изучении – очень даже существенно. Если вам нужен такой тент для «покатушек» в режиме «спорт», то с защитой от брызг справится любая конструкция. А вот если вам требуется надёжная защита от набегающей волны и протечки вам не нужны, тогда следует отнестись к выбору тента с пристрастием. Надо понимать, что любой простроченный ниткой шов при длительном контакте с водой начнёт подтекать, так как изначально не является на 100 % герметичным. Кстати, это не большая проблема, поскольку своими силами можно создать герметичность, промазав нить клеем для ПВХ или специальным составом.
На самом тенте с внутренней стороны может размещаться оборудование или электроника. В нашей компании активно применялись автомобильные рации, и в качестве одного из самых надёжных мест с защитой от влаги мы рассматривали именно носовой тент. Не просто под ним, а на самой ткани. Приклеивали карман с прозрачным клапаном – и за 8 с лишним лет рации ни разу не пострадали.
Очень часто можно услышать мнение, что высокий носовой тент мешает обзору, и поэтому производитель делает в нём прозрачное окно. Проблема явно надумана, так как оно, находясь под углом к корпусу лодки, не даёт 100-процентной прозрачности, а если на него во время движения накатывает волна, то прозрачность ещё больше снижается. По моему убеждению, на воде из-за отсутствия движения по полосам, как на автомагистрали, нет необходимости в прозрачном тенте, так как информацию о ситуации впереди мы получаем с дальнего расстояния. При подходе к берегу или проходе мелководного участка надёжнее поставить матроса и попросить его более тщательно осматривать путь «с высоты капитанского мостика», и лучше, если он это делает в поляризационных очках.
На носовом тенте можно крепить подсачек, топовый огонь, а также ходовые огни или прожектор. Тут возможны варианты, и на страницах данного издания статей, посвящённых этой теме, было опубликовано предостаточно. Но есть и ещё одна конструкция, когда носовой тент объединяется с таргой в единую конструкцию. Удобно это или нет – никто за вас не решит, так как это исключительно индивидуально определяется на месте, но удобство в этом есть, особенно если ловля происходит с помощью планеров и всей этой системой «заведует» матрос, поскольку у капитана зачастую просто нет возможности оторваться от румпеля.
Тент кабриолетного типа
По сути, имея такой тент, лодка превращается в плавучий дом. На его приобретение водномоторник пойдёт, серьёзно проанализировав вопрос о необходимости подобного приспособления. Перемещаться на большой скорости с ним не позволит парусность, а при сильном ветре такой тент получит серьёзную нагрузку. Поэтому его лучше рассматривать как защиту от дождя. Возможно, кто-то предпочитает спать в лодке, а не в палатке. Опять же, это актуально в плане защиты от кражи как рыболовного имущества, так и самой лодки с мотором. К тому же, нет необходимости возить с собой палатку и тратить время на её установку. Свои плюсы тут есть, и поклонники этого типа тентов будут находиться всегда.
Другие функции
Наиболее часто на тенте располагается дублирующий регистрационный номер судна. Основной наносится на борт, причём в строго определённом порядке.
Из личного опыта могу сообщить, что на моей лодке матрос почти всегда предпочитает наблюдать за снастями стоя, когда ловля рыбы идёт в режиме троллинга. В этом случае тент выполняет функцию опоры для спины. Дело в том, что, когда рыбалка рассчитана на длительные сроки, через пару дней спина, если сидеть на банке, начинает бастовать. Таким образом, тент выполняет функцию третьей точки опоры. Поэтому мой тент закреплён очень тщательно и рассчитан на то, чтобы выдерживать весьма значительные нагрузки.
В те моменты, когда я переходил с роли капитана на роль матроса, при движении по волне, когда лодка перемещается в водоизмещающем режиме, терял всякое терпение. Капитан старается беречь спину матроса и аккуратно проходит волну, тем самым время «тянется» и уходит в никуда. Однажды я попробовал в лодке встать, и, удерживаясь за каркас тента, попросил капитана прибавить скорость, после чего лодка перешла из водоизмещающего в глиссирующий режим. Конечно же, последовали мощные удары волны в корпус лодки. Используя шарнирность в коленях, я стал сгибать ноги, как «пружины». Таким образом я снял нагрузку со спины, и у нашего экипажа повысилась скорость перемещения. Не буду брать на себя ответственность утверждая, что такой метод перемещения безопасен, но, однозначно, позволяет поберечь свою спину и поддерживать приличную скорость лодки. Этот метод я применял в лодках длиной не менее 4,2 м, а в лодке «Флагман» длиной 4,5 м, имеющей днище НДНД, я практически не «подпружинивал» в коленях – эту функцию на себя «взяло» днище.
Вывод
Тент на лодке – незаменимая дельная вещь! Он решает множество задач, и перечисленные мною функции – это только часть вариантов, так как вы можете предложить своё решение задач – таким образом у вас будет свой проект тента.