Управление маломерным судном
Продолжим разговор о навыках управления судном в режиме буксировки. Вначале определимся, что надо делать, когда вам предстоит поработать буксиром. Начинаем с того, как должна быть оборудована лодка, выполняющая роль буксира.
Хотя, должен сразу же оговориться, подобное дооборудование, на мой взгляд, должна иметь любая транцевая надувная лодка. Речь в этом случае идет о двух рымкольцах, установленных на транце. Их первоначальное предназначение – элементы фиксации МОТОРНОГО! страховочного троса. Думаю, что ни для кого не секрет, нет – нет, да и проскочит в «паутине» информация об утоплении, а то и о потере лодочного мотора при наезде на камень, топляк или браконьерскую сеть.
Чтобы максимально исключить возможность подобного исхода и служат эти рымкольца. Их второе предназначение – это точки крепления троса при буксировке. Это место крепления буксирного троса отвечает всем требованиям. Оно находиться в непосредственной близости к диаметральной плоскости (ДП)судна, что дает возможность максимально снизить величину рычага, усилие которого направлено на разворот лодки. Находится достаточно низко над ватерлинией, что максимально снижает вероятность опрокидывание через транец, особенно при буксировке против волны и ветра. Особенно, если приходится буксировать судно, чье водоизмещение значительно больше, чем у вашего. Ваша задача, так разместить груз в своей лодке, чтобы у неё был небольшой дифферент на корму. При носовом дифференте, буксировка будет очень затруднительной, резко падает управляемость, судно начинает все заметнее «рыскать».
Не следует крепить буксирный конец на вашей лодки за банки и элементы конструкции лодки, которые приклеены к баллону, которые отлиты из ПВХ.
Если предстоит буксировка на значительные расстояния, да еще и в условиях вполне реального лимита горючего, для того, чтобы «дотянуть» следует выбирать самый оптимальный режим передвижения.
Не стоит гнаться за какими-то большими скоростями, даже если у вас и имеется запас мощности, это очень не безопасно для тех, кто находится на буксируемом судне. Самой экономически выгодной скоростью будет передвижение в пределах 7-8 км/час.
При этой скорости за буксиром образуется череда стоячих волн. Если в этих условиях подобрать длину буксировочного каната так, чтобы буксируемое судно постоянно находилось на скате волны, то такой буксир будет самым экономичным. Исходя из соображения безопасности, учитывая инерцию, положение буксируемого судна должно быть на скате 3-й или 4-й волны. Для этого ему можно вначале дать максимальный отпуск, а потом подтянуть до оптимума.
На шкипере буксира лежит ответственность за безопасность людей как на своем судне, так и на буксируемом. Поэтому, прежде, чем начинать буксировку, с его экипажем надо заранее договориться об условных сигналах (связи) и предупредить о нежелательности перемещений по лодке (за исключением экстраординарных случаев). А также убедиться, что все одеты в спасательные жилеты, весла вставлены в уключины и могут быть использованы в любой момент при первой необходимости.
На буксируемом судне конец крепится за якорное рым-кольцо на форштевне. Груз в буксируемом судне и экипаж размещается так, чтобы судно получило небольшой дифферент на корму. Именно в таком положении оно наиболее устойчиво на курсе, не рыскает, не выходит из кильватера и тем самым не создает значительные неудобства рулевому буксира, стаскивая буксир с траектории, определенной рулевым.
При этом в буксируемом судне кто-то за ранее занимает место на передней банке, готовый, если потребуется, «поправить» свою лодку при помощи весел. Итак, поехали…
Рулевому следует, двигаясь на минимальных оборотах, плавно выбрать буксирный трос до натяжения. И лишь убедившись, что тот не попал под винт и натянулся, плавно вывести мотор на обороты оптимальной скорости буксировки. По завершению же буксировки — также очень плавно сбавить обороты двигателя, чтобы избежать соударений судов между собой и нежелательных контактов с берегом или прибрежными камнями.
Одним из наиболее сложных маневров для рулевого буксира будет расхождение со встречными и попутными судами при движении по небольшим рекам, каналам или в узостях. При этом нужно учитывать несколько важных моментов. Следует выбирать траекторию движения каравана так, чтобы, одновременно находясь как можно дальше от курса следования догоняющих или обгоняющих судов, не оказаться в опасной близости от мелей и берега. Представлять себе примерный рельеф дна. Если повышение дна к берегу не плавное, а имеет ярко выраженную бровку или перегиб, то на ней от проходящих судов образуется опрокидывающаяся волна, которая как во встречном, так и в попутном варианте может серьезно залить небольшие суда. Об этом нужно помнить — и при расхождениях с судами держаться от таких бровок подальше.
Также необходимо помнить, что и сам буксир, но особенно лодка, идущая на буксире, при расхождении с любыми судами (особенно большими и имеющими значительную осадку) по законам гидродинамики будет весьма сильно притягиваться к ним. Причем сила подобного притяжения будет возрастать в геометрической прогрессии при сближении. Рулевому обязательно нужно учитывать это явление, тщательно выбирая и отслеживая траекторию движения буксируемого судна.
Никто не застрахован от каких-то «шероховатостей» в работе вашего мотора. И если, по каким-то причинам, мелкий ремонт сделать необходимо (на веслах до берега далековато, да еще и против ветра), да еще и на волне, то имеет смысл лодку сориентировать носом к волне при помощи якоря. А если под килем значительная глубина и якорного троса не хватает, то якоря плавучего, а уже потом выполнять все работы.
В зависимости от того, что стоит у вас на транце, следует помнить и пользоваться. Некоторые небольшие моторы в 3 — 5 л.с. могут поворачиваться на 360º на своей струбцинной подвеске. И если предстоит, скажем, замена свечи — нет необходимости снимать их с транца или работать над водой. Достаточно просто развернуть мотор свечой в кокпит на 180 º. А более тяжелые моторы, не имеющие такого подвеса, просто максимально откинуть.
Если же мотор все-таки с транца придется снимать, делать это лучше сидя или стоя на коленях, сохраняя максимально низким Центр Тяжести судна. Но перед этим следует за ручку для переноски мотора, даже не большого, привязать прочную веревку для страховки при снятии и при подвеске. А функции помощника возложить на матроса…
При выполнении любых ремонтных работ за бортом вашего судна, инструмент также лучше подстраховывать. В качестве страховки, если на борту нет предусмотренного для этого шкертика, вполне подойдет леска или шнур от ваших рыболовных снастей.
И еще одна довольно часто дискутируемая тема. Человек за бортом.
Причин такого положения много: жарко и кто-то решил искупаться с лодки (хотя правила, как бы и запрещают купание с маломерных судов).
Кто-то не удержал равновесие на борту вашего судна или что-то случилось у коллег. Всякое может быть, но надо быть готовым ко всему.
Что следует помнить?
Редкие лодки из ПВХ оборудуются специальными жесткими трапиками для купания, которые устанавливаются на транец или на борт лодки. Для подъема человека придется пользоваться «подручными средствами».
О чем следует помнить?
1.Не подходить с включенным мотором к человеку в воде ближе, чем на 5 — 7 м.
2.При подходе бросить конец Александрова или веревку. Желательно делать это по ветру, чтобы в дрейфе лодка приближалась к пловцу.
3 Для стабилизации лодки носом к волне можно использовать якорь или плавучий якорь.
4. Приближаться к человеку на веслах.
5. При значительном волнении подниматься на борт лучше с кормы, используя в качестве трапика или подножки, антикавитационную плиту мотора. Но при этом следует обязательно помнить, что помогая подняться на борт, нельзя перегружать корму, создавая опасный дифферент, особенно — перед поднимающейся волной: все нужно делать «на паузе». Мотор при подъеме человека на борт должен быть выключен!
6. Если большой волны нет, и на попавшем в воду не много одежды, то при посторонней помощи вполне реально вернуться и через борт, используя для этого леерное ограждение и крепление банок.
Проводя все работы по подъему человека на борт, шкипер обязан внимательно наблюдать и за самим подъемом и за возможными волнами, чтобы сохранить лодку на ровном киле…
Владимир Соколов