Меню

Начало зимнего сезона. Консервация надувной лодки

Хоть и говорится много о значительном превосходстве  лодок, изготовленных из ПВХ материалов над резиновыми изделиями прошлого века, но, тем не менее,  и  они  требуют к себе определенного внимания, и , если хотите, даже регламентного  ухода. Частично об этом можно прочитать  в руководстве по эксплуатации лодки, но, речь  об этом, к сожалению, идет  в документах не всех производителей. Поэтому, ниже будут изложены основные  моменты, консервации надувной лодки, на которые следует обратить внимание судовладельцам перед началом зимнего сезона, когда  лодка полгода будет храниться  без использования по прямому назначению. Регламент этих работ будет во многом зависеть от того, где и в каких условиях лодка будет храниться в зимний период, на  сколько жестко она эксплуатировалась в период летний.

 Прежде чем рассмотреть варианты, хочу обратить ваше внимание на несколько цифр. Большинство ПВХ лодок собраны из материалов, имеющих свои разрешенные температурные режимы: при одном готовое изделие может эксплуатироваться, а при другом – длительно храниться. Так, большинство производителей  тканей для эксплуатации лодок из ПВХ отводят диапазон от минус 5 до плюс 45ºС, а для хранения — от минус 45 до плюс 50ºС. При низких температурах (ниже минус 5ºС) ПВХ  материал теряет свою эластичность- «дубеет» — и любое силовое воздействие на сложенную или уже собранную лодку может привести к  появлению заметных белесых заломов или даже к повреждению ткани и комплектующих, отлитых из ПВХ.

Если первый случай – залом, явление временное и через несколько дней  от него не останется никаких следов, то  повреждение ткани или фурнитуры – это уже серьезнее и может потребовать ремонта. Поэтому, если есть необходимость перевести лодку из свернутого положения в накаченное, то это следует делать лишь  при плюсовых температурах и выдержав упаковку при температуре +15ºС и выше не менее 1 часа. А только после этого приступать к каким-то манипуляциям.

Исходя из этого, становится понятно, что лодка весьма неприхотлива к условиям, а значит – и к месту хранения. Это может быть любое помещение. Можно хранить и в комнате и на балконе и в  не отапливаемом гараже. Необходимо только соблюдать основные требования:

— не переходить  ограничения по отрицательным температурам;

— хранить вдалеке от открытого огня и обогревательных приборов;

— укрыть лодку чехлом, чтобы исключить попадание прямых солнечных лучей;

— и не допускать попадания на упакованную лодку атмосферных осадков.

Требования понятны…

Теперь  о  последовательности действий при подготовке лодки к длительному зимнему хранению.

 Начинаем с того, что лодка по окончании сезона должна быть тщательно отмыта. Причем нужно обратить внимание на то, как тщательно лодка отмыта от обычной грязи, и, что может быть более важным, на сколько хорошо  от биологических остатков (частичек оброненной пищи, рыбьей слизи и чешуи). Дело в том, что при хранении плохо промытой лодки в жилом помещении может появиться неприятный запах разлагающейся органики. А если лодка будет лежать в нежилом помещении, куда возможно проникновение грызунов, то наши серые соседи посчитают это за подарок и обязательно воспользуются услугами бесплатной столовой.  . Но самая большая беда, что вместе с органическим мусором, эти серые  бестии выгрызают и значительные куски ПВХ ткани. В результате ваша лодка, на зиму превращенная добрым, но ленивым хозяином в бесплатную мышино-крысиную  столовую, весной будет походить скорее на дуршлаг, чем на надежное плавсредство.  

Поэтому, перед укладкой лодки на длительное хранение, ее надо тщательно помыть. Для этих целей,  при условии, что мойка будет происходить в местах, где есть канализация,  лучше использовать мощные моющие средства и системы, создающие хороший напор воды. Если же такая мойка происходит на природе, то не стоит  ее травить моющими средствами  с  ПАВами. В качестве моющего средства  хорошо   подойдет  обычное хозяйственное мыло и небольшой кусок поролона или тряпки.

Второй этап – это последующая обязательная сушка лодки. Особое внимание надо уделить отсутствию  воды  в клапанах баллонов лодки. Так же надо очень тщательно просушить деревянные элементы конструкции лодки — секции пайольного покрытия, обращая внимание на состояние  алюминиевой окантовки фанерных  фрагментов. Если где-то заметен люфт, сколы слоя или отслоения, то отремонтировать либо своими силами, либо силами специалистов ближайшего сервис-центра.

 С особенной тщательностью необходимо просушить транец лодки (фото 1). Несмотря на то, что изготовлен он из водостойкой фанеры, по периметру еще дополнительно защищенной и специальными пропитками, полугодичное хранение в условиях сырости может привести к самым нежелательным последствиям — вплоть до замены транца весной.

В процессе мойки и сушки лодки следует провести осмотр ткани лодки – своеобразную диагностику на предмет проколов, порезов и потертостей. В зависимости от выявленных нюансов, следует принимать решение. Вариантов три. Первый — оставить все до весны, но тогда,  результаты осмотра могут забыться. А когда все-таки вспомнятся, то очереди в сервис будут очень большими. К сожалению, пока многим удается вспомнить, что лодка нужна для рыбалки, только весной, когда до сезона открытой воды остается совсем немного времени.

  Вариант второй — самому провести комплекс ремонтных работ после просушки — и убрать лодку на хранение, зная, что она в полном порядке.

И вариант третий – отвезти лодку в сервис-центр для диагностики и последующего ремонта силами специалистов. Для большинства третий вариант наиболее приемлем. И тем более, если в процессе навигации уже были какие-то ремонтные работы — можно отследить их результаты и привести лодку в хорошее состояние руками спецов. А осенью это сделать значительно проще, чем весной – не будет очередей к мастерам.

Обычная форма хранения надувной лодки – это упаковка в штатную сумку или рюкзак. Единственное условие при этом,  не  складировать поверх упаковки с лодкой слишком большой груз. Сумка или рюкзак с лодкой  лучше располагать поверх всего.

 Но совершенно не возбраняется хранить лодку и в накачанном виде. Главное, чтобы ее масса была равномерно распределена по поверхности опоры — и не было бы маленьких по площади пятен контакта днища с опорой. При этом надо помнить, что лучше не трогать лодку при больших значениях минусовых температур. Ну и следить, чтобы не было ни избыточного, ни явно недостаточного давления в герметичных объемах. А уже весной проверить баллоны лодки на предмет наличия в них  конденсата.

Некоторые фирмы, идя навстречу пожеланиям своих клиентов, на своей территории организуют места для  зимнего хранения лодок. Можно воспользоваться и таким предложением, тем более что мойку, сушку и диагностику лодок там проводят специалисты. Которые в случае необходимости осуществят и грамотный ремонт, в том числе, смогут исправить результат и вашего летнего ремонта на природе  А весной после такого хранения лодку можно смело забирать прямо на рыбалку. Она будет в полном порядке.  

Владимир Соколов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Реклама

журнал «Петербургская рыбалка»

читать новый выпуск журнала 12 (157) декабрь

журнал «Рыбалка GROUP»

читать новый выпуск журнала 11#2018

МЫ В СОЦСЕТЯХ