Меню

О лодках, моторах, реках и озерах

Учитывая, что в наших краях множество рыбаков ловят рыбу с лодок, «лодочная тема» на различных этапах (от выбора, покупки и до оснащения – тюнинга) всегда находится в топе самых обсуждаемых. Понятно, что каждый, вновь вошедший в роль рыбака, ждёт от плавсредства чего-то своего, только ему близкого и понятного. Но, тем не менее, уже многие вопросы решены, консенсус найден и можно говорить о некоем коллективном опыте. Понятно, что есть исключения, но в целом обобщения сделать можно.

В этой статье будет много, даже необычно много, цифр, которые взяты не с потолка, а исходя из соображений удобства, комфорта и, конечно же, безопасности, на основе многочисленных испытаний различных корпусов, проведённых на разных по размеру и характеру волны водоёмах Северо-Запада.

Итак, этап выбора лодок. Поговорим о наиболее демократичных и распространённых ПВХ-лодках. Благо, с недавнего времени требования со стороны ГИМС МЧС стали значительно более человеколюбивыми.

Обычно, чтобы упростить задачу, надо сразу же оговорить некие критерии. Первый критерий: планируемые акватории для одного-двух рыбаков. Это наиболее распространённые команды на воде в судах подобного уровня.

Сразу хочу сказать, что разговор пойдёт только о лодках и моторах. Финансовую составляющую, транспортировку лодки до водоёма, хранение судна между рыбалками и в межсезонье я оставлю «за скобками».

Уже на этапе покупки плавсредства необходимо определиться с командой, которая ОБЫЧНО будет на борту.

Наиболее удобный для двоих спиннингистов размер начинается примерно с цифр 3,2-3,3 м. Всё, что короче и, соответственно, меньше по площади кокпита, создаёт тесноту, с которой сложно мириться. Для трёх спиннингистов размер лодки должен быть не менее 4-4,2 м.

Если же в приоритете поплавочная ловля, когда члены команды сидят, то размер плавсредства может быть несколько сокращён. Для одного – от 2,6-2,7 м, для двоих – от 3,1-3,3 м, и для троих – от 3,6-3,8 м.

Следующий параметр, влияющий на размер судна – это водоём. И здесь, на мой взгляд, прежде всего стоит исходить из критерия безопасности.

Если это небольшие реки и озёра, где волна может представлять опасность разве что в период шквалов или ураганов, то есть когда можно в течение пары минут добраться до берега, вполне подойдёт лодка длиной 2,8-3 м с соответствующим размеру диаметром баллона.

Относительно крупные озёра, скажем, расположенные на Карельском перешейке Ленинградской области, потребуют уже более крупной лодки, размер которой должен начинаться с цифр 3,2-3,4 м.

Для Финского залива, учитывая, что большинство рыбалок в основном проходят неподалёку от берегов или дамбы, но помня, что это уже море с возможностью возникновения буквально за несколько минут неприятных коротких волн «с баранами», потребуется лодка ещё больших размерений. И я бы нижнюю границу обозначил отметкой 3,6-3,7 м.

А теперь… Ладога и Онего… Так как и там, и там уже может быть очень специфическая крутая волна, а от берега в поисках трофеев приходится отходить относительно далеко, и сами берега имеют не много удобных подходов и закрытых бухт, где можно спокойно причалить в случае усиления ветра, я бы предложил ещё больше увеличить безопасный размер. На мой взгляд, он должен быть не менее 3,8-4 м.

И наконец ещё одна акватория, ставшая особо притягательной в последние 5-6 лет. Это Белое и Баренцево моря, куда каждый год поток рыбаков возрастает в геометрической прогрессии. Там требуется судно, пригодное для океана. Поэтому для относительно безопасной рыбалки в тех краях стоит «положить глаз» на лодки от 4,5 м с диаметром баллона от 550 мм.

Соотношение размерений лодки и мощности мотора… Я не буду говорить о «покатушечных» вариантах, когда после «баночки пивка» некоторых молодецкая удаль толкает «позажигать». Это уже не рыбацкий разговор.

С точки зрения рыбалки дело обстоит примерно так: для одного шкипера на небольшом водоёме вполне хватит мотора мощностью 5-6 л.с., чтобы передвигаться в режиме глиссирования на судне длиной 3-3,3 м. Даже если на борту будет хороший, но в рамках разрешённых норм, улов.

Для двоих же, если лодка позволяет устанавливать более мощный мотор, уже нужно не менее 8-9,8 л.с. Такой мотор может быть установлен на корпус 3,2-3,3 м, а может и на корпус 3,8 м. Но нужно понимать, что для второго случая глиссирование будет возможно лишь при небольшой полезной нагрузке, помимо двух членов команды.

 

Для уверенного глиссирования вдвоём и чтобы не очень смотреть на загрузку, потребуется уже двигатель мощностью 9,9-20 л.с. В этом случае полная нагрузка может превышать и 300-350 кг, обеспечивая передвижение в режиме глиссирования.

На больших лодках для океана имеет смысл ставить двигатель, начиная от 18-20 л.с. и более.

Говоря о соотношении размерений лодки и мощности мотора, нужно учитывать, что надувные корпуса обладают повышенной парусностью, легко подвержены дрейфу, поэтому, чтобы справиться с ветром и волной, нужен мотор необходимой мощности.

К примеру, «демократичная пятёрка». Мотор мощностью 5 л.с. выводит на режим глиссирования и совсем небольшие лодки 3-3,2 м, и, благодаря заметному облегчению конструкции за счёт внедрения технологий НДНД, даже корпуса 3,8-4 м при условии, что на борту будет один шкипер. Но если мы переходим в плоскость практического применения лодок, то из-за увеличенной по понятным причинам парусности большой лодки её всё же следует оборудовать более мощным двигателем, чтобы минимизировать воздействие ветровой нагрузки. Особенно если лодка будет эксплуатироваться на больших водоёмах.

 Есть несколько  способов  повышения мореходных качеств ПВХ лодок. Наиболее простым и доступным из них является установка  носового тента – обтекателя. Их  в природе существует много разновидностей, на все случаи жизни и на любой тип лодок. Думаю, что  никого особо убеждать не стоит, где и когда без тента вполне можно обойтись,  а когда  он просто неотъемлемый атрибут лодки для покорения морских просторов. Многие рыбаки, кто выходит на большие акватории, уже по достоинству оценили эту ДЕЛЬНУЮ ВЕЩЬ на своем  судне,  которая  защищает  и от ветра и от брызг и даже от заливания встречной волной в ветреную погоду, если приходится экстренно покидать акваторию из-за надвигающегося шторма.  Разработано  несколько  разновидностей  подобных конструкций, из которых  можно  подобрать  оптимальную по функционалу  и по размеру  на любую  лодку ПВХ..

   Тент может быть изготовлен как из тонкого армированного  ПВХ материала, так и из «оксфорда». Как с   прозрачным «окошком» — вставкой так и без  него. Возможно  агрегатирование тента с таргой  (устройство для транспортировки спиннингов и для ловли на дорожку /троллингом).  При  создании трубчатой основы  тента  внутри может быть выполнена  предподготовка – проложены провода для размещения  ходовых огней.

Владимир Колгин

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

НОВЫЙ ВЫПУСК

читать новый выпуск журнала 9#2020

журнал «Петербургская рыбалка»

читайте новый выпуск журнала

Реклама